Уголовный порог
Речь идет о многочисленных поправках в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Общий посыл законопроекта таков: перевести преступления в сфере экономической деятельности, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений. А также стимулировать предпринимателей как можно скорее загладить свою финансовую вину перед государством.
Вот некоторые выдержки из документа. Бизнесмены, впервые совершившие экономическое преступление, будут освобождены от уголовной ответственности, если возместили ущерб и перечислили в федеральный бюджет двукратную сумму ущерба. Если компания благодаря преступным действиям получила доход, его тоже необходимо уплатить государству в двукратном размере. В действующей редакции предусмотрены пятикратные компенсации, зачастую неподъемные для хозяйствующих субъектов.
Увеличится размер ущерба, незаконного дохода или задолженности, в связи с которыми на юридическое лицо можно завести уголовное дело о преступлениях в сфере экономики К примеру, пока незаконные банкиры попадают в сферу деятельности УК РФ, если из-за их действий кто-то пострадал на полтора миллиона рублей. В предлагаемой редакции кодекса эта сумма составит 2 миллиона 250 тысяч рублей.
Вырастет порог неуплаченного налога или сбора, достаточный для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях. Сейчас организация попадает под юрисдикцию УК РФ, если не перечислит в налоговые и социальные фонды больше двух миллионов рублей в пределах трех финансовых лет подряд. При условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 10 процентов от всей фискальной нагрузки, или шесть миллионов рублей. В новом законопроекте говорится о планке в пять миллионов рублей за три финансовых года подряд. Изменяется и условие: доля неуплаченных налогов и сборов должна превысить 25 процентов общей нагрузки, или 15 миллионов рублей.
Ущерб на 180 миллионов
Проблема экономической преступности актуальна для всех регионов Северо-Западного федерального округа. В частности, в Новгородской области в 2014 году следователи возбудили девять уголовных дел в сфере экономической деятельности. Три из них были направлены в суд. В 2015 году было уже 26 уголовных дел, шесть из которых дошли до суда. Еще пять дел возбудили в первом квартале текущего года.
- Такой значительный рост в 2015 году связан с вступившими в силу изменениями в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации, - комментирует ситуацию исполняющая обязанности руководителя следственного управления СК РФ по Новгородской области Екатерина Гилина. - С 1 января 2015 года полномочия по выявлению налоговых преступлений получили оперативные службы министерства внутренних дел Российской Федерации, что значительно увеличило раскрываемость данной категории правонарушений.
Ущерб от экономических преступлений по уголовным делам, которые находятся в производстве следователей СК по Новгородской области, в 2014 году составил порядка 30 миллионов рублей. В 2015 году показатель вырос до 180 миллионов рублей. Возместить удалось 21 процент и 26 процентов соответственно. Причем в подавляющем большинстве случаев предприниматели в Новгородской области совершают преступления, связанные с неуплатой налогов и сборов. Так, в 2014 году следователи возбудили семь уголовных дел о налоговых преступлениях, в 2015 году - 22 уголовных дела.
- Поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, будучи принятыми, значительно сократят количество уголовных дел о преступлениях в экономической сфере, - считает Екатерина Гилина. - С другой стороны, они поспособствуют пополнению бюджета за счет возмещения денежного ущерба, причиненного фигурантами экономических уголовных дел.
Нотариуса позовут в СИЗО
По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгия Дыханова, у законопроекта есть несколько конкретных плюсов. Очень важно, что в нем прописана процедура возврата документов и материалов, изъятых в ходе производства по уголовным делам. Согласно поправкам, предметы, не признанные вещественными доказательствами, законный владелец должен получить обратно в течение пяти суток.
- В действующей редакции кодекса не прописаны процедуры и сроки возврата, из-за чего предпринимателя можно лишить имущества на несколько месяцев и даже лет, - поясняет Георгий Дыханов. - К примеру, в Гусевском районе Калининградской области у компании в рамках уголовного дела изъяли материалы, которые, по самым скромным подсчетам, стоят больше семи миллионов рублей. Дело признали безосновательным и закрыли два года назад, но имущество предпринимателю не вернули до сих пор.
Еще один плюс - законопроект разрешает нотариусам посещать бизнесменов в СИЗО для оформления важных документов и доверенностей. Это позволит не разрушить бизнес, пока руководитель организации находится под арестом. При этом предприниматель и нотариус не смогут произвести отчуждение имущества и денег, которые подлежат аресту с целью возмещения ущерба.
- Есть, впрочем, и несколько тревожащих моментов, - продолжает Георгий Дыханов. - В некоторых частях статьи 159 "Мошенничество" срок лишения свободы предлагается увеличить с пяти до шести лет. При этом максимальный срок наказания в пять лет для многих судей является гранью, отделяющей не самое тяжкое преступление от тяжкого. Если "максималка" до пяти лет, у предпринимателя есть немало шансов получить условный срок. Если речь идет о шести годах, шансов на условное наказание будет меньше. С учетом того что инкриминировать предпринимателю мошенничество довольно легко, даже если на самом деле он не имел цели обманывать клиентов и сам стал жертвой нерадивых заказчиков и поставщиков, эта мера мне кажется неуместной. Кроме того, я бы расширил список преступлений, при которых можно избежать уголовного наказания, компенсировав ущерб государству. Добавил бы в этот перечень, к примеру, "мошенничество при получении выплат". Как мне кажется, предприниматель, который сидит в тюрьме, принесет меньше пользы, чем бизнесмен, который продолжает работать и при этом перечисляет немалые деньги в казну в качестве компенсации.
Бизнесу нужны стимулы
Как считает доцент Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, специалист по правовому регулированию предпринимательской деятельности Владимир Беляков, снижение порога уголовной ответственности - шаг в верном направлении с точки зрения формирования благоприятного делового климата. Главное теперь, чтобы при практическом применении новых норм правоохранительные и контрольно-надзорные органы не перепутали цель со следствием.
- Целью должно быть сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности, следствием - пополнение бюджета, - поясняет Владимир Беляков. - Есть основания опасаться, что за отказом от уголовного преследования последует абсолютизации административной ответственности. То есть предпринимателям будут назначать максимально возможные штрафы, чтобы собрать больше средств в казну. Таких перегибов быть не должно.
При этом поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы - только начальный этап декриминализации экономических правонарушений, уверен эксперт. В идеале необходимо, когда существует такая возможность, отказываться от мер административно-правового регулирования в пользу рыночно-экономического воздействия.
- Допустим, перед нами стоит цель - собрать больше средств в социальные фонды, - рассуждает Владимир Беляков. - Мы должны сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно соблюдать закон. К примеру, предложить ему скидку за своевременную уплату сборов, предоставить другие стимулы. Конечно, на практике такой подход использовать крайне сложно, но к этому хотя бы надо стремиться.
Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры":
- Уменьшение с пяти до двух крат сумм, которые необходимо перечислить в бюджет, сделает норму статьи УК РФ "Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности" более "рабочей". Эта мера, полагаю, поможет пополнить бюджет и будет стимулировать предпринимателей возмещать ущерб, чтобы не подвергаться уголовному преследованию.
Кроме того, не исключено, что законодательные изменения позволят прекратить большое количество уголовных дел, в том числе "заказных". Часто встречаются случаи, когда недобросовестные конкуренты за деньги в целях подрыва деловой репутации или ухудшения финансового состояния оппонента через правоохранителей возбуждают уголовные дела. Поскольку конкретной фактуры, как правило, найти не удается, начинают "копать" налоговые правонарушения, связи с фирмами-однодневками. Подобных примеров хватает во всех регионах, в том числе Северо-Западного федерального округа, особенно если речь идет о прибыльном бизнесе. Лично ко мне за защитой обращаются в основном финансисты, строители, крупные заемщики банков, представители страхового бизнеса, IT и так далее.
С другой стороны, предприниматели, которые в основном боятся физического насилия и уголовной ответственности, в связи с предлагаемыми изменениями, скорее всего, начнут совершать больше административных правонарушений экономической направленности. Сдержать их рост может квалифицированная деятельность правоохранительных органов.