15.06.2016 15:15
Экономика

Образцовая фабрика на Урале научит не бояться модернизации

Образцовая фабрика учит преодолеть страх перед модернизацией
Текст:  Наталия Швабауэр (Екатеринбург)
Российская газета - Спецвыпуск: Германия №131 (6999)
Образцовая фабрика Уральского федерального университета (УрФУ) - первый в России и пятнадцатый в мире центр обучения бережливым технологиям на реальном производстве. Открылся он в феврале 2016 года в Екатеринбурге. Ближайшие "конкуренты" расположены в Китае и Германии. Пусконаладкой занимались специалисты Дармштадтского технического университета, там же стажировались российские инструкторы. В чем особенности отечественного проекта, "РГ" рассказал Эрхард Фейге, эксперт по проектированию образцовых фабрик в Европе, Африке и на Ближнем Востоке.
Читать на сайте RG.RU

Господин Фейге, по какому принципу организованы образцовые фабрики за рубежом?

Эрхард Фейге: Есть несколько моделей. В Люксембурге, например, фабрику финансирует отраслевой союз, в Марокко - государство. Иногда оборудование принадлежит вузу, а бизнес оплачивает только операционные расходы. Российский проект реализуется на принципах ГЧП. В нем участвуют УрФУ, холдинг "Объединенные машиностроительные заводы" и компания "МакКинзи". Вуз построил здание площадью 1,5 тысячи квадратных метров, ОМЗ закупил линию, а "МакКинзи" вложилась интеллектуальной собственностью.

По сути, это технологический консалтинг?

Эрхард Фейге: Намного больше. Обучение через практику не ново, но никто не охватывает в учебном процессе все четыре компонента производства: машины, материалы, технологии и люди. Причем акцент делается именно на работе с сопротивлением персонала, мотивацией. Именно поэтому к инструкторам фабрик предъявляются очень высокие требования: не менее семи лет стажа на производстве и 5-7 - в промышленном консалтинге.

Чем образцовая фабрика отличается от процессных фабрик "Росатома", например?

Рюдигер фон Фрич: Добрым отношениям между ФРГ и РФ альтернативы нет

Эрхард Фейге: На процессной фабрике смоделирована только часть производственного процесса - как правило, сборка. А здесь - полный цикл от закупки сырья до логистики готовых изделий, сервисного обслуживания и ремонта. Учебный процесс разбит на модули: металлообработка, сборка, контроль качества, упаковка, бэк-офис. На стендах - доски эффективности, где расписаны ближайшие действия персонала и КPI. Учебная программа концентрирует в себе несколько направлений знаний: ЛИН-технологии (технологии бережливого производства. - Ред.), управление изменениями на производстве, управление проектами, управление персоналом, обслуживание оборудования и т.д. Уметь управлять преобразованиями должны все - от линейного мастера до топ-менеджера.

Мне сложно представить российского рабочего, особенно немолодого, как активного участника тренинга.

Эрхард Фейге: Все рабочие, что в России, что в Германии, похожи: когда инженер дает задание, они готовы до конца смены доказывать, что тот неправ. Техническая модернизация пугает - люди не уверены в своем будущем, не понимают, что происходит. Не надо "спускаться" к линейному персоналу с гениальными мыслями и пытаться навязать их. Он сам должен дойти до этого в процессе обсуждения. Иногда требуется 5-7 раз проговорить что-то, чтобы добиться цели.

На какое количество сотрудников рассчитан учебный цех?

Эрхард Фейге: Обычно в тренинге участвует от 18 до 24 человек, три группы в месяц. Все производственные процессы настроены на обычный ритм, не оптимизированный, слушатели постепенно, шаг за шагом, улучшают их, чтобы к финалу выйти на эффективный уровень производства. Линию специально не автоматизировали полностью, потому что основная задача образцовой фабрики - не продукцию выпускать, а менять сознание людей. Есть люди, которые ничего не хотят, им это не интересно, не нужно. Ваша задача - понять, в чем причина такого поведения, и скорректировать его. По сути, это ролевая игра-тренажер, где студенты играют разные роли. Кому-то достается амплуа новичка, кому-то - лоботряса, кому-то - бригадира и т.п. Параллельно ребята осваивают профессию оператора станка. А задача слушателей - увидеть все потери, материальные и нематериальные, и устранить их. К примеру, если этот ящик передвинуть на 50 сантиметров вверх, на то, чтобы дотянуться до него и достать заготовку, потребуется лишние три секунды, то есть производительность упадет в среднем на 10 процентов. За счет грамотного планирования и организации пространства можно на треть сократить трудозатраты на выпуск одной детали и на 40 процентов увеличить выход продукции.

Не упал ли спрос на услуги образцовых фабрик в связи с кризисом, ведь в тяжелые времена обычно экономят на обучении?

Эрхард Фейге: Многие предприятия занимаются оптимизацией как раз во время кризиса. Если к тренингу подходить не как к разовому мероприятию, а как к элементу комплексной программы преобразований на производстве, бизнес получит больше, чем затратит. Ежегодно примерно 80-100 компаний отправляют своих сотрудников учиться на образцовые фабрики. Образцовая фабрика УрФУ ориентируется на такие отрасли, как механообработка, машиностроение, металлургия, ремонт и сервисное обслуживание оборудования. Уже состоялись предварительные переговоры с ассоциациями промышленников, в частности, с Союзом машиностроителей. Они готовы выступить проводниками этой методики в жизнь.

Досье

Эрхард Фейге родился в Германии. Изучал математику и физику в Университете Геттингена, стажировался в Университете Чапел-Хилл (США). Стаж работы на производстве в различных должностях, от менеджера до управляющего по качеству, - 15 лет. Последние 13 лет занимается внедрением бережливых технологий в высокотехнологичных отраслях.

Промышленность Екатеринбург Урал и Западная Сибирь