Новостные ленты российских информагентств регулярно сообщают о фактах нарушения правил безопасности пассажирами в самолетах, причем с наступлением сезона отпусков частота подобных публикаций традиционно увеличивается. Но текущая ситуация, к сожалению, далека от своего разрешения - очередной дебошир вызывает шквал негодования, после чего все возвращается на круги своя. Имеющиеся в распоряжении авиаторов санкции никого не пугают - ведь они предполагают незначительное наказание, совершенно не мешающее любителям покуражиться в полете и дальше вести себя как заблагорассудится, при этом продолжая летать.
Между тем ужесточение мер, принимаемых к "воздушным хулиганам", давно назрело. Например, авиакомпания "Аэрофлот" много лет назад приняла "Политику по противодействию правонарушениям на борту воздушных судов", предписывающую не оставлять без последствий ни одного нарушения "Правил поведения пассажиров". Согласно этому документу, персоналу авиакомпании необходимы полномочия для предотвращения и пресечения нарушений, а экипажу предписано оказывать правоохранительным органам все возможное содействие в привлечении нарушителей порядка к ответственности с применением к ним соответствующих санкций.
Механизм пресечения противоправных действий деструктивных пассажиров "Аэрофлотом" прописан во всех деталях, но инциденты продолжаются. На сегодняшний день во внутренней базе данных перевозчика зарегистрировано больше 3000 нарушителей. Последний дебош произошел 10 июня нынешнего года. Пассажир рейса из Южно-Сахалинска в Москву тогда проявил агрессию в отношении стюарда, нанеся ему телесные повреждения.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что причиной подобных инцидентов является слишком мягкое наказание за них. Например, вышеупомянутому пассажиру, избившему стюарда, по вине которого самолет был вынужден экстренно приземлиться в Екатеринбурге вместо Москвы, грозит лишь 1000 рублей штрафа, а его действия квалифицированы как "мелкое хулиганство".
В других странах к подобным нарушениям относятся гораздо строже. Так, штрафные санкции за совершенные серьезные правонарушения на борту самолета достигают 150 000 евро во Франции, 10 000 долларов - в США, 18 000 евро - в Голландии, 20 млн вон - в Республике Корея. Серьезные правонарушения, в том числе в отношении экипажей, караются еще жестче - тюремным заключением на срок до 20 лет в США, 10-летним сроком - во Франции, 5 годами тюрьмы - в Республике Корея. В России же в соответствии с Кодексом административных правонарушений величина штрафов составляет от 500 до 5000 рублей. Таким образом, ударивший стюарда россиянин из Южно-Сахалинска в США получил бы не мизерный штраф, а реальный срок по уголовной статье до 20 лет.
Кроме того, многие авиакомпании альянса SkyTeam, в который входит и российский "Аэрофлот", официально ведут так называемые "черные списки деструктивных пассажиров". В ряде стран дебошир, попавший туда, может на пять лет и более лишиться права летать.
Отечественные специалисты давно говорят о необходимости законодательного разрешения создавать подобные списки и нашим авиаперевозчикам, в том числе с правом отказа в перевозке. "Отсутствие "черных списков" как разрешенного на госуровне механизма для отсечения потенциально опасных пассажиров ограничивает возможности авиаперевозчиков, - говорит исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Нужно в рамках закона строже ограничивать и контролировать проникновение на борт лиц в состоянии опьянения".
Детальный план борьбы с авиахулиганами предложил известный экономист, профессор Никита Кричевский. "Во-первых, действующее законодательство не позволяет перевозчикам применять "черные списки"... Необходимо принять поправки в Воздушный кодекс и Федеральный закон "О персональных данных", которые могли бы предоставить возможность авиационным властям гражданской авиации вести "черные списки" и разрешить авиаперевозчикам отказывать пассажирам в приобретении билета, - уверен эксперт. - Во-вторых, нужно срочно вносить изменения в КоАП РФ, предусмотрев специальный состав за противоправное поведение на борту и штраф для нарушителей до полутора не тысяч, а миллионов рублей... В-третьих, следует на законодательном уровне рассмотреть вопрос о наделении кабинных экипажей правом применения специальных мер принуждения, в том числе с использованием специальных средств (но, конечно, не огнестрельного оружия)".
Для более успешной борьбы со случаями авиадебоширства "Аэрофлот" неоднократно предлагал законодательно определить правовой статус членов экипажа самолетов и сотрудников служб авиационной безопасности, приравняв их к представителям власти, оскорбление и применение насилия в отношении которых подлежит наказанию по Уголовному кодексу. В комплексе с другими мерами - увеличением в десятки раз штрафов за дебоширство на борту, наделением экипажей специальными средствами сдерживания, введением уголовной ответственности для авиахулиганов и "черных списков", позволяющих перевозчикам отказывать буйным гражданам в перелете, это существенно снизило бы риски и пассажиров, и экипажей.
Инициативы российских перевозчиков, в частности, "Аэрофлота", по противодействию преступлениям, совершаемым на воздушных судах, уже были поддержаны рядом депутатов Госдумы. Еще два года назад был принят в первом чтении законопроект, наделяющий авиакомпании правом отказывать хулиганам в перевозке. Тогда же в нижнюю палату парламента внесли и предложение устанавливать за дебоши в воздухе уголовную, а не административную, как сейчас, ответственность. Однако, несмотря на всю актуальность, эти инициативы пока не получили законной силы и по-прежнему остаются проектами. Принятия их ждут сегодня и авиакомпании, и, конечно, сами пассажиры - ведь подавляющее их большинство являются добросовестными и законопослушными жертвами "воздушных хулиганов".