Это неудивительно. По словам производителей, свекла и производство сахара - самое рентабельное направление в АПК.
Поэтому в него потянулись даже бизнесмены, которые никогда не имели отношения к отрасли, как и откровенные жулики. В результате страна может столкнуться с дефицитом сахара уже в течение ближайшего года.
Самая сложная ситуация в Краснодарском крае, который производит около четверти всего сахара страны. Компания "Кубанский сахар", которая несколько лет назад подняла из руин перерабатывающие заводы юга России, потеряла над ними контроль. За несколько лет все они оказались в руках концерна "Покровский" из Ростова-на-Дону, который раньше занимался в основном строительством домов и офисов для "элиты".
А глава "Кубанского сахара" Олег Санзяпов стал обвиняемым по целому ряду уголовных дел и, опасаясь физической расправы, покинул страну до полного беспристрастного разбирательства.
История "Кубанского сахара" началась пять лет назад. Как писали СМИ, появление компании было связано с просьбой тогдашнего губернатора Краснодарского края найти эффективного инвестора для спасения сахарной отрасли. Из-за отсутствия финансирования и дефицита грамотных управленцев перерабатывающие заводы один за другим закрывались, тысячи людей теряли работу.
Получить в собственность эти предприятия хотели многие, но взять на себя ответственность перед работниками и главой региона решились только одни.
После прихода "Кубанского сахара" на арендованных мощностях кубанских заводов вновь закипела жизнь. За неполных два года заводы "Гулькевичский", "Лабинский", "Динской" переработали три миллиона тонн свекловичного сырья. На заводы вновь стали набирать людей, на каждом из них трудилось по 500 - 700 человек.
И вот на этом этапе на арену вышли "профессиональные инвесторы". По словам Санзяпова, он получил "предложение" добровольно передать "Покровскому" права требования на активы кубанских заводов.
- Сначала мне угрожали уголовным преследованием, потом намекнули, что моя жизнь и жизнь моих близких находится под угрозой, - говорит Санзяпов. - Я сразу же сообщил о давлении на меня в правоохранительные органы, но защиты не получил.
И вот начались обещанные судебные тяжбы, где выносились крайне странные решения. Поместили под арест бывшего директора "Каневсксахара" Игнатенко и сотрудника "Кубанский сахар".
Потом пошел силовой отъем предприятий. Арестовали счета "Кубанского сахара", а банки прекратили финансирование предприятия. В канун Олимпийских игр никто не решился придать данную ситуацию огласке. Но реально произошла катастрофа.
Получить комментарии Андрея Коровайко, главы "Покровского", не удалось. Однако факты действительно наводят на определенные мысли.
"Силовой отъем", как выразился Санзяпов, случился в декабре 2012 года. Вот что об этом рассказал очевидец тех событий Николай Дикий, проработавший на "Каневсксахаре" 21 год (во время захвата он был начальником службы контроля):
- С приходом Санзяпова и Игнатенко завод воспрянул духом, начался нормальный рабочий процесс. Про эти разборки мы на заводе ничего не знали. Вдруг под Новый год в 2012-м к нам на завод пригнали ОМОН и "крепких ребят" с оружием в штатском. "Газельки" подогнали, выставили свою охрану и объявили, что у завода теперь новое руководство. Я не смог дальше там долго работать - противно!
Об эффективности новых "собственников" говорят цифры. Как писали местные СМИ, на предприятии при Игнатенко в 2012 году работали 574 человека, а уже через год после его снятия - 268.
Фонд зарплаты за это время упал со 131,5 до 63,6 миллиона рублей.
Следствие по трем уголовным делам в отношении Санзяпова растянулось на три года. Грубейших нарушений при их ведении допущено более чем достаточно. В конце 2015 года прокуратура края выпустила 20-страничное постановление, где описаны все нарушения, допущенные следователями в ходе предварительного расследования.
В документе отмечается, что сбор доказательств, их проверка и оценка проводились необъективно и с нарушением Уголовно-процессуального кодекса.
Подчеркивается, что каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о причастности Санзяпова к совершению преступлений, следствием до настоящего времени не собрано.
Несмотря на это, следственные органы передали дело Игнатенко в суд Каневского района, который приступил к основному рассмотрению и в рекордные сроки - за месяц - приговорил по ч. 4 ст. 159 УК РФ к восьми годам (при максимальных десяти) лишения свободы и штрафу в 300 тысяч рублей.
К слову, представитель прокуратуры заявил на заседании, что выявленные в материалах дела нарушения устранены не были.
Сейчас на Кубани многие аграрии выступают против беспредела, который мешает им нормально работать: у них теми же силовыми методами пытаются отобрать сотни гектаров земли и единственный источник дохода.
При этом взаимоотношения фермеров с местными властями складываются напряженно - они считают, что на их нужды и обращения оперативно не реагируют.
Кубанские аграрии рассчитывают на то, что надзорные органы федерального уровня обратят внимание на сложившуюся ситуацию и примут соответствующие меры, чтобы не допустить нарастания социальной напряженности в регионе.