20.06.2016 09:10
Общество

Алевтина Черникова: В "МИСиС" действуют более 20 программ профнавигации

В этом году выпускники школ смогут занять 295 тысяч бюджетных мест на дневных отделениях институтов и университетов. Большая часть из этих мест приходится на инженерные, технические и IT-специальности. О том, кого ждут в технических вузах и как растят специалистов, "РГ" рассказала Алевтина Анатольевна Черникова, ректор НИТУ "МИСиС", входящего в десятку лучших технических вузов России.
Читать на сайте RG.RU

Каковы Ваши ожидания от вступительной кампании 2016? Что нового предлагает НИТУ "МИСиС" абитуриентам?

Алевтина Черникова: Мы ждем в НИТУ "МИСиС" талантливых, целеустремленных, мотивированных молодых людей, которые хотят поступить именно в наш вуз. Важно, что с каждым годом к нам приходит все больше абитуриентов, которые сознательно выбирают инженерные специальности. Это свидетельствует о том, что системная работа коллектива нашего университета по профессиональной навигации приносит свои плоды.

За период с 2012 по 2015 год средний балл ЕГЭ в НИТУ "МИСиС" вырос с 67,3 до 79,4. Это хорошая динамика, демонстрирующая эффективность наших усилий по привлечению талантливой молодежи. Если в 2012 году наш университет по качеству приема занимал 15-ое место в Национальном рейтинге среди технических вузов, то в 2015-ом - уже 6-ое.
В 2016 году мы принимаем на бюджетные места 1842 студента, что на 104 больше, чем годом ранее.

Когда для вас начинается приемная кампания?

Алевтина Черникова: Я бы сказала, что это процесс непрерывный: ежегодно 1 сентября с началом учебного года стартует приемная кампания следующего года. Работа по профнавигации постоянно ведется по трем направлениям - Москва и Московская область, Российская Федерация, страны ближнего и дальнего зарубежья. Как результат - две трети наших студентов приезжают к нам из всех без исключения регионов России и 66 стран мира.

В общей сложности в нашем университете действуют более 20 программ профнавигации для школьников. Помимо традиционных инструментов - олимпиад различного уровня, Дней открытых дверей, общения с будущими абитуриентами и их родителями на выставках и конференциях, различных научных и творческих конкурсов - мы разрабатываем свои уникальные проекты.

Одним из последних примеров может служить стартовавшая 1 сентября 2015 года программа, реализуемая совместно с департаментом образования города Москвы, - "Инженерный класс в московской школе". Весь учебный год 300 школьников из 9 школ столицы получали дополнительные знания по профильным техническим предметам на лекциях, семинарах, лабораторных работах, мастер-классах. Они учились у лучших преподавателей НИТУ "МИСиС", готовили свои научные проекты, которые, в частности, представили на впервые организованной специально для них секции "Шаг в будущее" в рамках традиционных Дней науки в НИТУ "МИСиС" этой весной.

МИСиС пригласил старшеклассников на лекции светил мировой науки

Могу привести и другой пример: наш университет стал одним из учредителей первого межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля. Центр предлагает очные и дистанционные лекции, тематические экскурсии по Государственному геологическому музею им. В.И. Вернадского РАН, в вузы-учредители и на производство, участие в конкурсных программах. Все это открывает перед абитуриентами двери, ведущие к пониманию специальностей горно-геологического, нефтегазового и металлургического профилей.

Нужно отметить, что успешное участие в большинстве этих программ позволяет каждому школьнику по итогам конкурсов получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ, которые будут учтены при поступлении в наш университет.

Всего в профнавигационных мероприятиях НИТУ "МИСиС" в 2015-2016 учебном году приняли участие более 150 000 школьников из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Пока это рекордный для нас показатель.

Существуют ли в НИТУ "МИСиС" какие-то программы мотивации, поощрения для студентов? Что получают лучшие?

Алевтина Черникова: Подобных программ множество, причем мы используем самые разные формы мотивации. Это и возможность учиться за границей - мы реализуем международные образовательные программы в 14 странах мира, в 31 ведущем университете Европы, США и Австралии, причем студентам, как правило, предоставляется стипендия на обучение за рубежом. Это и возможность гарантированного трудоустройства, которую предоставляют лучшим студентам наши профильные магистратуры.

Например, магистерская программа Borlas-Siemens на базе Института информационных бизнес-систем. Также студенты имеют полный доступ к уникальной научно-образовательной инфраструктуре университета при создании собственного стартапа - на текущий момент в инновационном поясе НИТУ "МИСиС" действуют 30 малых предприятий. Наконец, реальный шанс самореализоваться: к примеру, в этом году эндаумент-фонд университета проводит конкурс Misis Is My Big Idea, победитель которого получит 1 миллион рублей на реализацию своего проекта.

Кроме того, для абитуриентов с баллом ЕГЭ от 230 в нашем университете действует стипендиальная программа "Best MISiS - Создавая будущее". Благодаря ей студенты 1 курса могут получать дополнительную - к основной академической - стипендию до 20 000 рублей в месяц.

МИСиС нацелен на подготовку отечественных кадров для металлургии

Отдельно хочу остановиться на наших партнерских проектах с бизнес-сообществом. В НИТУ "МИСиС" действуют десятки грантовых и стипендиальных программ от крупнейших работодателей, а также реализуются совместные магистерские программы, например, с ГК "Каракан Инвест", "Объединённой металлургической компанией" и многие другие.

Вы не боитесь, что вы в своих студентов вкладываетесь, а потом лучшие уедут за границу? Сейчас есть такая тенденция?

Алевтина Черникова: Уверена, мы должны расширять границы, а не возводить "стены". Особенно, когда речь идет о науке и образовании. Мы открыты сотрудничеству, готовы налаживать связи, обмениваться опытом, встраиваться в мировое академическое пространство. Мы предоставляем все возможности международной интеграции нашим студентам - университеты-партнеры НИТУ "МИСиС" находятся во Франции, Австрии, Германии, Австралии, Португалии и других странах.

Что касается тенденций, то они скорее обратные. Сегодня ученые, получившие образование в России и уехавшие за рубеж, все чаще возвращаются, потому что видят здесь большой потенциал, поддержку и готовность государства вкладывать деньги в науку.

Приведу только один пример: Александра Хван, закончившая наш университет и защитившая диссертацию на кафедре металловедения цветных металлов, несколько лет работала в Германии - в 2010 году она получила предложение поработать в группе профессора Ханса Зайферта во Фрайбергской горной академии, позже перешла в Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена. Получив новые знания и опыт, она вернулась и в феврале 2014 года возглавила в НИТУ "МИСиС" новый научно-образовательный центр "Термохимия материалов".

И таких примеров вернувшихся ученых только у нас в университете несколько десятков. Вы знаете, мы были одними из создателей известной программы "Время учиться в России" - перефразируя ее название, я бы сказала, что наступило время жить и работать в России.

Образование