В том, что дело обстояло именно так, убеждает сделанный г-ном Юнкером сопроводительный комментарий. В нем он подтвердил, что часть санкций с России может быть снята уже через полгода: "Мы продолжим мониторинг, чтобы понять, есть ли достаточный прогресс в выполнении минских договоренностей для того, чтобы снять санкции". Формулировка достаточно обтекаемая, демонстрирующая те сложные маневры, которые приходится осуществлять Брюсселю, чтобы найти компромисс между противниками и сторонниками антироссийских ограничений. Своим заявлением Юнкер оставляет подведомственным учреждениям широкое поле для маневра: ведь никаких четких критериев, характеризующих прогресс во внутриукраинском урегулировании, глава Еврокомиссии не назвал.
Такая размытость формулировок означает, что в Брюсселе с облегчением решили отложить щекотливый вопрос о санкциях на шесть месяцев в расчете, что за это время появится компромиссное решение в отношении Москвы. Впрочем, рассчитывать на серьезные подвижки в санкционном вопросе России не стоит - в первую очередь будут ослаблены наименее значимые, не работающие ограничения в качестве жеста доброй воли со стороны европейских институтов. Но даже этот шаг, судя по заявлению Юнкера, - дело будущего.
Что касается нынешнего решения о продлении санкций, то еще до выступления Юнкера его причины объяснил министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро. По его словам, "условия для снятия санкций не выполнены, Минские соглашения не выполняются, а существующие подвижки недостаточные". Добавлю, что мало аргументированное выступление Эйро не было экспромтом: во вторник в Париж прилетел президент Украины Петр Порошенко и глава внешнеполитического ведомства Франции, видимо, спешил создать благоприятный фон для этого визита.
Впрочем, пока французы пытаются усидеть на двух стульях, балансируя между лагерями противников и сторонников санкций, немецкое издание Rheinische Post, сославшись на свои источники в правительстве ФРГ, сообщило о предполагаемой встрече вице-канцлера, министра экономики и энергетики Германии Зигмара Габриэля с президентом Владимиром Путиным. Будучи представителем Социал-демократической партии Габриэль, как и министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, выступает за поэтапное снятие ограничительных мер в отношении Москвы, против навязанного частью европейских членов НАТО курса на "карательную изоляцию" России.
По мнению британской Guardian, когда обычно сдержанный и осторожный Штайнмайер за три недели до саммита Альянса в Варшаве назвал учения НАТО у российских границ недопустимым "бряцанием саблями", он обозначил спор, который "месяцами подспудно бурлил в западных столицах на медленном огне и вот теперь прорвался наружу". Эта неудобная правда, объясняет издание, заключалась в том, что "изоляция не склонила Россию к сотрудничеству, а только сделала менее стабильной Европу". Возможно, для того чтобы прощупать, какими могут быть иные, кроме изоляции, формы взаимодействия с Москвой, и приедет в российскую столицу Зигмар Габриэль. Тем не менее на нынешнем этапе можно констатировать, что лагерь сторонников антироссийских санкций одержал верх. В отличие от временно положившего вопрос о санкциях под европейское сукно г-на Юнкера, глава британского МИДа Филип Хаммонд предупредил Брюссель о неизменности позиции Лондона: "В вопросе санкций не может быть никаких компромиссов, и минские соглашения об урегулировании на Украине должны быть реализованы в полном объеме". На этом фоне в весьма щекотливом положении оказались многие небольшие страны ЕС. Достаточно откровенно стоящую перед ними дилемму выразил министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак. "Мы формально сохраняем санкции, но в обход санкций все подписывают крупные сделки с Россией, наносят визиты, встречаются с людьми, чьи имена находятся в санкционном списке. На сегодняшний день - это реальность", - посетовал он, фактически дав понять, что Братислава не желает оказаться в длинном хвосте из тех, кто не успел к "российскому пирогу".