Такая процедура является обязательной и занимает достаточно долгое время. Применительно к нынешнему освидетельствованию это - десять дней. Именно столько времени иностранные эксперты проведут на подмосковном военном аэродроме Кубинка, где базируется специальный летный отряд ВКС России, осуществляющий инспекции в рамках программы по открытому небу.
Начальник национального Центра по уменьшению ядерной опасности РФ Сергей Рыжков рассказал корреспонденту "РГ", как и для чего проводится сертификация аппаратуры наблюдения, установленной на специальных "Анах" и "Туполевых".
- Российскими производителями создан универсальный комплекс на базе оптико-электронной системы наблюдения OSDCAM4060, составные части которого могут использоваться как на самолетах наблюдения Ан-30Б, так и на самолете Ту-154М Лк-1, - уточнил Рыжков.
По его словам, цель международного освидетельствования - подтвердить, что эта аппаратура отвечает ограничениям, прописанным в Договоре по открытому небу. Там, например, сказано, что ее разрешающая способность на местности на всех используемых для наблюдательных полетов высотах должна быть не выше 30 сантиметров.
Подготовка к международному освидетельствованию нового российского комплекса велась в течение последних трех лет. Цифровую аппаратуру около 300 раз испытывали в небе и на наземных стендах. Результаты этой работы представили всем государствам - участникам Договора. Кроме того, в апреле нынешнего года новый комплекс наблюдения прошел предварительную сертификацию, в которой участвовали полсотни иностранных экспертов. Это позволило оперативно решить все технические и процедурные вопросы, возникшие у зарубежных специалистов.
Что же касается нынешнего освидетельствования, то, по словам Рыжкова, в его рамках будут организованы встречи с разработчиками аппаратуры. Кроме того, для иностранцев устоят наземный показ российских самолетов наблюдения. Предусмотрены также тестовые полеты, а после них - "показательная" обработка полученных в небе цифровых изображений. "Все это, по сути, является заключительным этапом в переоснащении российского парка самолетов наблюдения современными цифровыми камерами отечественного производства", - сказал Рыжков.
Напомним, что подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года и вступивший в силу 1 января 2002 года Договор "Открытое небо" сегодня охватывает территорию 35 стран. Для воздушного контроля за дислокацией и перемещением вооруженных сил разрешено использовать видео-, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Возможности международных контролеров практически не ограничены. Они имеют право фотографировать передвижения войск и кораблей, а также снимать любые объекты армейской и флотской инфраструктуры. Главное требование - чтобы на снимках распознавались основные виды военной техники. Иными словами, крейсер на фото не должен смахивать на океанский лайнер, а танк - на трактор. Копии снимков обязательно передаются инспектируемой стране, а при желании - и каждому участнику договора.