Дополнительные средства Новосибирская область получит за счет межбюджетных трансфертов. По данным министра финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталия Голубенко, всего из федерального бюджета поступит 1,97 миллиарда рублей. В частности, на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры Фондом реформирования ЖКХ выделено 437,3 миллиона рублей. Оставшиеся средства - 1,53 миллиарда - придут в регион на условиях софинансирования. Из них 625 миллионов рублей составят субсидии на дорожное хозяйство и триста миллионов рублей - субсидии на строительство школы на Горском микрорайоне, детского сада в поселке Ложок Новосибирского района и школы в микрорайоне Березовый Новосибирска. Еще 165 миллионов рублей будет направлено на проведение текущих ремонтов учреждений здравоохранения.
- Работая в своем избирательном округе, я часто слышу вопросы о недостаточности средств, выделяемых на места, для приобретения топлива, о выпадающих доходах предприятий жилищно-коммунального хозяйства, о наличии проблем с софинансированием. Тема очень важная, ведь осень не за горами. Есть ли возможность увеличить выделяемые на эти цели средства? - поинтересовался у министра финансов первый вице-спикер заксобрания Андрей Панферов.
Виталий Голубенко заверил, что благодаря проведенным корректировкам сельские муниципалитеты получат более четырехсот миллионов рублей на оплату топлива при подготовке к зиме, а в случае необходимости будет возможность привлечь на эти цели средства резервного фонда. Не менее важно и то, что местным бюджетам будут увеличены субсидии на 76 миллионов рублей - на оперативное решение вопросов, возникающих в избирательных округах депутатов регионального парламента. В свою очередь, меры социальной поддержки льготным категориям граждан в связи с ростом стоимости жилищно-коммунальных услуг потребуют компенсации в более чем 190 миллионов рублей, а помощь жителям региона, достигшим семидесяти и восьмидесятилетнего возраста по оплате взносов на капитальный ремонт, - 91 миллион рублей.
Но больше всего вопросов у депутатов вызвало распределение 355 миллионов рублей, которые дополнительно поступили в бюджет областного дорожного фонда от акцизов. Этими средствами, по мнению правительства региона, необходимо пополнить уставной капитал ОАО "Центральный мост", которое занимается проработкой проекта строительства Центрального (четвертого) моста через Обь в Новосибирске. Переход соединит Южную площадь на правом берегу с площадью Труда на левом и обеспечит выходы на федеральные трассы "Байкал", "Чуйский тракт" и "Сибирь".
Первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков на заседании рабочей группы, созданной в комитете по транспортной, промышленной и информационной политике заксобрания, сообщил, что эти средства регион должен внести в управляющую компанию "Центральный мост" за уже выполненные работы.
- Проект строительства четвертого моста прошел публичные слушания, выполнена техническая документация, за которую регион должен рассчитаться. Это нужно исполнить. Также необходимо оплатить расходы на привлечение внешнего консультанта для сопровождения конкурса по выбору концессионера для строительства объекта. И это нужно сделать срочно, чтобы не сорвать подготовку к работам, - объяснил позицию правительства Знатков. - Не будем забывать, что значит еще один мост для мегаполиса - он не только решает задачу транспортной доступности, но и обеспечивает людей рабочими местами во время стройки. Этот мост чрезвычайно важен для экономики региона и его развития в целом.
Министр транспорта области Сергей Титов по просьбе депутатов уточнил общую сумму, которую регион должна заплатить за выполнение проектно-сметной документации по объекту. Она составляет 620 миллионов рублей. Так как в бюджете города в настоящее время денег на проект нет, область взяла эти обязательства на себя.
- Первый этап концессионного тендера планируется объявить в июле текущего года, второй - в октябре. Если это не будет сделано, мы лишимся федерального финансирования, - отметил министр строительства Новосибирской области Сергей Боярский.
- Много мнений насчет того, насколько городу необходим этот мост. Все они не изучены. Мы не знаем, как изменится ситуация на дорогах после его ввода. Позиция мэрии на этот счет также неизвестна. Почему область должна взвалить все на себя? Это громадный проект, к которому без детальной проработки невозможно приступить, - считает заместитель председателя профильного комитета Сергей Титков.
Он напомнил, что в наказах избирателей немало других проблемных объектов, требующих финансирования.
- Такое впечатление, что в регионе есть только город Новосибирск. Мы выделяем пятьдесят миллионов рублей на исправление колейности городских дорог, сорок миллионов - на развитие транспортной доступности микрорайона Чистая слобода. И совсем забываем о существовании сельских территорий, в большинстве которых дорог нет вообще. В год мы строим максимум двести километров сельских дорог. Это ничтожно мало, - поддержал коллегу заместитель председателя комитета Александр Барсуков.
В свою очередь, Владимир Знатков заметил, что и устранение колейности, и развитие автомобильной дороги до Чистой слободы также значатся в наказах избирателей.
- Давайте не будем разделять город и сельские территории. Сегодня всем приходится нелегко. В городском бюджете также уменьшается доходная часть. Не развивать транспортную доступность новых жилых микрорайонов, каким является Чистая слобода, мы не можем. Город задохнется, а жители, они же избиратели, нас просто не поймут, - привел свои аргументы первый зампред регионального правительства.
Первый вице-президент компании "Сибмост" Вячеслав Кошкин напомнил депутатам, что на все вопросы есть ответы, и трафик автомобилей на проектируемом мостовом переходе тоже подсчитан - он составляет порядка ста тысяч автомобилей в сутки.
- Новосибирская область в данном случае находится в жесткой конкуренции с другими регионами за федеральные средства. В частности, в этом мы можем уступить Хабаровскому краю, где планируется реализация крупного регионального проекта - строительство дороги "Обход Хабаровска". Там так же, как и у нас, финансовой моделью предусмотрено заключение концессионного соглашения. Проект подразумевает долю участия федерального бюджета - пятьдесят процентов, - обратил внимание присутствующих Вячеслав Кошкин.
Ранее министр Сергей Титов говорил, что область имеет высокие шансы получить федеральный грант на строительство Центрального моста. Предполагается, что средства выделит федеральный фонд системы "Платон", однако в нынешнем году рассчитывать на них не приходится. Они распределены среди субъектов РФ на поддержание дорожной сети.
Напомним: четвертый мост - это совместный проект государства и частных инвесторов. Стоимость строительства сегодня оценивается почти в пятьдесят миллиардов рублей. Проезд по новому мосту планируется сделать платным. Окупаемость проекта рассчитана, исходя из платы за проезд. Так, с 2022-го по 2041 год она будет составлять от 4,19 до 5,08 миллиарда рублей ежегодно. В случае если инвестор не получит гарантированных сборов, их компенсирует бюджет Новосибирской области. Региональные власти установили для инвестора гарантированный доход в размере 91,6 миллиарда рублей.
По итогам обсуждения, депутаты комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания предложили не направлять сразу все 355 миллионов рублей на решение вопросов, связанных с Центральным мостом, а оказать помощь муниципальным образованиям с ремонтом сельских дорог.
- Противников строительства четвертого моста среди нас нет. Мы приняли информацию регионального правительства к сведению. Считаю, в целом нужна стратегия развития дорожно-транспортной инфраструктуры Новосибирской области, которой пока нет. Отсюда - нет и сбалансированности бюджета. В этом году, как и в прошлом, в дорожном фонде региона саккумулировано 7,5 миллиарда рублей, но из них всего 1,6 миллиарда направляется в муниципальные образования. То есть на меньшую - городскую - сеть тратится гораздо больше денег. В то время как нужно расширять пропускную способность региональных трасс, проводить дорожно-строительные работы на автодорогах регионального и межмуниципального значения с учетом наказов, данных депутатам заксобрания, - прокомментировал председатель комитета Федор Николаев.
Учитывая все это, рабочая группа приняла решение: в июньских поправках к бюджету области из 355 миллионов рублей, заявленных правительством, 175 миллионов рублей направить на проектно-сметную документацию четвертого моста, 180 миллионов - на финансирование текущих работ на дорожных объектах в районах области. Их перечень планируется определить в ближайшее время. Предполагается, что из средств, которые будут выделены на сельские дороги, порядка 150 миллионов рублей пойдет на планово-предупредительный ремонт, а остальные - на аварийные объекты, требующие неотложного ремонта. Как считают депутаты, это необходимо сделать именно сейчас, пока позволяет погода.
К вопросу о расчетах за проектно-сметную документацию строительства Центрального моста парламент вернется по истечении девяти месяцев.
- К этому времени уже будет понятно, какую экономию мы получили на торгах. За выполненную проектно-сметную документацию строительства моста, безусловно, нужно будет рассчитаться, и мы предусмотрим это финансирование в поправках к бюджету в четвертом квартале, - резюмировал Федор Николаев.
Больше всего вопросов у депутатов вызвало распределение 355 миллионов рублей, которые дополнительно поступили в бюджет областного дорожного фонда от акцизов.
Караканский бор станет природным парком?
Выездное заседание комитета регионального парламента по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям прошло в Ордынском районе. Новосибирские депутаты ознакомились с тем с тем, как ведется хозяйственная деятельность в Караканском бору. Принято решение - рекомендовать правительству области ускорить работу по вопросу туристическо-рекреационного развития уникального уголка природы.