Вадим Юрьевич, недавно журналисты "РГ" наблюдали результаты деятельности вашего центра. Выезжаем с улицы Правды на дублер Ленинградского шоссе, где никогда в жизни не было пробок, и попадаем в дикий затор. Выясняется, на выезде с Третьего кольца поставили светофор, и теперь до Белорусского вокзала тянется на 2,5 км пробка. Насколько продуманны ваши решения?
Вадим Юрьев: Перед вводом светофора мы сделали компьютерное моделирование дорожной ситуации в этом месте. Поставили светофор и сделали выезд на дублер Ленинградки сразу с трех полос. Да, на дублере прежде пробок действительно не было. Но зато была серьезная пробка из-за этого съезда на внутренней стороне ТТК, а Третье кольцо - более приоритетная магистраль, чем дублер. Новая схема увеличила пропускную способность съезда с ТТК с 1400 до 1700 машин в час, а после окончательной "раскатки" будет еще больше. Кроме того, там всегда происходило много мелких аварий из- за конфликтов интересов водителей и тогда вставали все направления. Светофор позволил резко сократить количество аварий.
Но в день, когда мы впервые включили его, произошло сразу несколько накладок. К тому же водители просто не привыкли к новой схеме и мало кто пользовался левым рядом для поворота на дублер. Во-вторых, на повороте встал "КАМАЗ", который загородил все, и потребовалось время, чтобы его убрать.
Да еще в центре города идет благоустройство улиц, что увеличивает нагрузку на ТТК. Сейчас светофор перенастроили и проблем на дублере стало меньше. В ближайшее время добавим еще одну полосу для поворота на ТТК-внешнее, что полностью компенсирует "потери" из-за светофора. А дальше будем следить за этим перекрестком и при необходимости корректировать схему организации движения. В любом случае аварий здесь уже стало меньше и выезд с Третьего кольца теперь более свободный предсказуемый. Уверен, что скоро уйдут и остальные проблемы.
Владимир из Москвы задает аналогичный вопрос: зачем поставили пешеходный светофор на Новослободской улице, где есть подземный переход?
Вадим Юрьев: Мы поставили его в феврале как запасной после обрушения части подземного перехода. Но когда переход отремонтировали, мы получили огромное количество писем от местных жителей и муниципальных депутатов с просьбой сохранить и светофор. Как непривычно звучит для многих, но пешеходы - такие же полноправные участники движения, как и автомобилисты. Тем более что в этом месте светофор некритичен и для водителей, а для пешеходов он несет большое облегчение. Поэтому пока стоит.
Я назову несколько адресов, среди которых, например, Сокольническая площадь, пересечение проспекта Мира и Грохольского переулка, пересечение Моховой и Большой Никитской улиц, где при регулировке светофоров мы специально вдвое сократили пешеходам на переходах время ожидания. По мере завершения реконструкции на некоторых перекрестках, например на Таганской площади, тоже перенастроим светофоры, так как пешеходы там сейчас ждут своей очереди по две с лишним минуты.
Меня зовут Марина Кузнецова, у меня вопрос по Новорижскому тоннелю, там всегда столпотворение. На мой взгляд, оно происходит из-за того, что въезжаем в темное пространство из света. Может, освещение лучше сделать?
Вадим Юрьев: Спасибо за интересный взгляд на проблему, мы подумаем над этим. Но основная сложность там в том, что за границей МКАД из области приходит фактически пять полос шоссе, потом они перетекают в три и еще добавляются две - с внутренней стороны МКАД, и с этим бутылочным горлышком сделать что-то трудно. Второй вопрос - действительно, сам тоннель вызывает у водителей определенный стресс, машины там заметно замедляют ход. Нужно думать, как снижать транспортный спрос, как бы это плохо это ни звучало. Лично я, когда еду на том направлении, стараюсь выезжать до 7 утра. Это единственный выход - подстраиваться ко времени, когда поток меньше.
Один из самых радикальных способов снижения транспортного спроса - платный въезд в центр - активно обсуждается в последние дни, и даже распространяются фотографии неких уже установленных приборов по периметру Третьего кольца, про которые говорят, что это камеры фиксации въезда. Как вы считаете, нужен платный въезд в центр Москвы? Если да, то что он даст?
Вадим Юрьев: Не знаю, о каких приборах идет речь. Вся наша документация по закупке и обслуживанию оборудования открыто размещается на сайте госзакупок. Например, в этом году закупим еще 600 камер фотовидеофиксации. Есть у нас камеры телеобзора, которыми пользуются операторы Ситуационного центра. Других спецсредств мы не устанавливаем.
Если говорить о платном въезде, то об этом достаточно ясно сказал заммэра по транспорту Максим Ликсутов: платный въезд в правительстве Москвы не рассматривается. Споры о нем идут, у экспертов на этот счет разные мнения. В столице сейчас 27 кв. м улично-дорожной сети на один автомобиль - это один их самых низких показателей в мире, по которому мы ближе к азиатским странам, потому что даже в очень пробочном Лондоне порядка 100 м на автомобиль. Тем не менее Москва идет другим путем. Мы развиваем интеллектуальную транспортную систему, организуем парковочное пространство, и, на мой взгляд, весь потенциал наших возможностей мы еще не исчерпали.
Еще вопрос по центру: "На Садовом кольце и так пробки из-за благоустройства. А его еще постоянно перекрывают из-за разных кортежей. Это выглядит как сплошное издевательство над водителями". Сергей.
Вадим Юрьев: Москва - столица, и она обязана выполнять определенные столичные функции. Одна из них - прием руководителей международного уровня. Когда наш президент бывает в других странах, под него также перекрывается дорожное движение. Эта схема призвана обеспечить безопасность проезда людей такого ранга. Понятно, что на фоне программы "Моей улицы" сложностей стало больше, но в любом случае мы не можем, принимая премьера или президента другой страны, не обеспечить ему приоритетного проезда. Вместе с тем замечу: в Москве за последние два года количество спецпроездов существенно уменьшилось.
Из-за организации выезда на светофоре с ул. Борисовские Пруды на Каширское шоссе в одну полосу вместо прежних двух утром по Борисовским Прудам выехать на Каширское шоссе стало невозможно. Теряю по 20-30 минут. Верните срочно 2 полосы к перекрестку! А вечером на Каширском действительно стало лучше, но не очень сильно и не каждый день, - пишет Ольга.
Вадим Юрьев: Съезд на Каширское шоссе с ул. Борисовские Пруды был организован в одну полосу, чтобы из левоповоротного кармана с Каширского шоссе можно было выезжать в три полосы. Это, в свою очередь, нужно для того, чтобы хвост из кармана не блокировал Каширское шоссе, которое, как правильно замечено, переразметили в этом году с четырех полос на пять. В вечерний час пик время проезда участка Каширского шоссе сократилось на 10-15 минут. Что касается осложнений с выездом с Борисовских Прудов в центр: проблемы возникали лишь в первую неделю, затем мы оперативно перенастроили светофор, увеличив более чем вдвое фазу выезда с Борисовских Прудов на Каширское шоссе. Это позволило полностью компенсировать последствия от сокращения количества полос, и вот уже через две недели время утреннего выезда на Каширское шоссе стало таким же, как до изменений. Отмечу, что значительная часть проблем с движением на Борисовских Прудах в последнее время связана с благоустройством прилегающей парковой зоны. Меняют бордюры, асфальт, частично ограничено движение. К счастью, все это на время, недели или месяцы, а результаты благоустройства будут радовать годы. Хочу напомнить всем, что на сайте ЦОДД и на портале "Московский транспорт" работает электронная приемная, куда любой житель может обратиться по вопросам транспорта и дорожного движения. Мы примем меры и сообщим о них.
Дай вам Бог здоровья! Гениальное решение принято: мы выезжаем по Большому Купавинскому проезду на Свободный проспект через шоссе Энтузиастов. Прежде в этом проезде мы буквально погибали в пробке. Год назад там разбили газончики и сделали круговое движение, отрегулировали светофор. И проблема исчезла. Благодарные жители Южного Измайлова.
Вадим Юрьев: Спасибо!
Моего мужа-автомобилиста очень интересует, почему на участке дублера Варшавского шоссе в районе домов 69-81 ввели одностороннее движение? Отменят ли его когда-нибудь? Елена.
Вадим Юрьев: Не отменят. Одностороннее движение введено в данном случае с целью увеличить количество парковочных мест. В результате получили порядка 40 машино-мест. При движении в обоих направлениях создать безопасное парковочное пространство невозможно.
Кстати, о парковке. В прошлом году осенью Москва ввела в два приема несколько сотен новых точек платной парковки, что должно было, по уверениям властей, благотворно сказаться на транспортной ситуации. Оправдались ваши ожидания?
Вадим Юрьев: Во-первых, примерно на 10% стало меньше маятниковых поездок - это одна из самых больших проблем для перегруженного города. Это когда вы живете, условно, в районе ТТК-МКАД, едете на работу в центр, паркуетесь на полный день, а в 18-19 часов делаете такую же обратную дорогу. Во-вторых, в городе наблюдается рост пассажиропотока на метро по похожим направлениям примерно на два процента. Такая разница в процентах из-за того, что на метро в принципе ездит больше людей, чем на машинах.
Кроме того, мы видим примерно четырехпроцентное повышение скорости общественного транспорта в местах введения платной парковки. Но объективно сможем сделать все измерения только после завершения работ по "Моей улице".
А в целом средняя скорость транспорта выросла или упала?
Вадим Юрьев: До "Моей улицы" общая скорость транспортного потока выросла. Вспомним 2013-й год: тогда в Москве было меньше зарегистрированных машин, а 9-10-балльные пробки, по "Яндексу", были почти везде и все время. Сейчас, по данным международного рейтинга TomTom да и других экспертов, в Москве скорость выросла, а пробок стало меньше. Вот уже два года подряд Москва спускается все ниже в рейтинге самых пробочных городов. И что интересно: скорость повышается, а аварийность падает, хотя машин в городе становится все больше и больше.
В прошлом году вы сделали в центре города комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД), привели в порядок парковку, изменили где-то организацию движения, переразметили некоторые улицы. Каковы результаты и будете ли продолжать эту работу?
Вадим Юрьев: Итоги недавно подвели. Цифры очень хорошие. Во-первых, вдвое сократилось количество ДТП с пешеходами, а с пострадавшими - на 31%. Есть совершенно феноменальные примеры, когда организация одностороннего движения снизила аварийность на некоторых участках, например на 55% в Большом Кондратьевском переулке. А наземный пассажирский транспорт внутри Садового поехал на 7% быстрее. Поэтому сейчас проектируется КСОД еще по 1600 улицам от ТТК до МКАД.
При внедрении КСОД в центре горожане жаловались, что парковочные места получаются то слишком большими, то слишком широкими. Появился стандарт места для стоянки?
Вадим Юрьев: Раньше парковочные места были по 7,5 м в длину. Мы инициировали поправки в ГОСТ и сократили их до 6,5. Сейчас хотим сузить ширину с 2,5 до 2,25, эти 25 см дадут возможность расширить тротуар или организовать велодорожку. Готовим соответствующий нормативный акт для внесения изменений в ГОСТ.
А количество нарушений в зоне знаков "Остановка запрещена" изменилось?
Вадим Юрьев: Снизилось на 10-11% по сравнению с прошлым годом. Для нас это очень важно: значит, люди стали более дисциплинированными. Штрафов собираем меньше, ничего плохого в этом я не вижу. В мае прошлого года было порядка 72 тысяч нарушений в месяц, сейчас - около 65.
На внутренней стороне МКАД съезд на Алтуфьевское шоссе - странная разметка, из-за которой часто возникает пробка и случаются мелкие аварии. Можно ли это исправить? Александр.
Вадим Юрьев: Для решения этой проблемы разработали проект организации движения для этого участка. Хотим, чтобы с МКАД было две полосы, прикрытые островком безопасности, из области еще две полосы, а перед перекрестком с Вологодским проездом планируем пять полос вместо четырех (одна налево, три прямо, одна на дублер и направо). Считаем, что за счет этих мер повысится и безопасность, и пропускная способность. Проект уже утвержден на комиссии департамента транспорта и передан в службы, которые занимаются переразметкой. Надеемся, что в этом году ситуацию исправим.
Почему после туннеля на Ленинградском проспекте по направлению в центр скорость ограничена 60 км/час и почему нельзя ехать на Киевском шоссе 100-110 км/ час, хотя все условия там есть? Ольга, Солнечногорский район.
Вадим Юрьев: Скоростной режим устанавливаем не мы, это ответственность ГИБДД. Но могу сказать, что на Ленинградке мы не видим оснований для пересмотра - внутригородская дорога, для которой это вполне достаточная скорость. По Киевской трассе в последние полтора года курсируют наши передвижные комплексы фото- и видеофиксации, которые в народе прозвали "жирафами": это камера на вышке, установленная на базе "Форда-транзит". Нас очень просила ГИБДД организовать там контроль скорости, поскольку поток ехал со скоростью 130-150 км/час, и было много тяжелых ДТП со смертельным исходом и пострадавшими. Сейчас эту тенденцию мы переломили. Поэтому осознанно не повышаем разрешенную скорость на этих участках. Считаем, что она там достаточна - и так происходят слишком тяжелые аварии.
Визитная карточка
Вадим Юрьев, 42 года, родился в Мурманске. ЦОДД Москвы возглавляет с июля 2014 года. В 1993 г.окончил Банковскую школу в Кеми, Финляндия, Курс "международный банкинг", в 1996 г. - Санкт-Петербургский университет экономики и финансов им. Вознесенского. С 1996 по 2001 г. работал в администрации Мурманской области, с 2001 по 2014 г. - на ведущих должностях в банковских структурах.