28.06.2016 21:30
Общество

Новосибирские ученые придумали гидропушку для помощи ледоколам

Пушка ускорит проводку судов во льдах
Текст:  Алексей Хадаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №140 (7008)
Почему самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий до сих пор мало востребован? Причина очевидна: высокая стоимость работы мощных ледоколов, без которых провести караван судов по Севморпути нереально. Новосибирские ученые нашли кардинальный вариант решения этой проблемы.
Читать на сайте RG.RU

- Сегодня даже самый мощный ледокол-атомоход не может преодолеть льды толщиной в 1,5-2 метра и более, - говорит ведущий конструктор Института гидродинамики имени М.А. Лаврентьева СО РАН Владимир Фадеев. - Поэтому судно останавливается, и лед начинают разрушать различные сверлящие, режущие, взламывающие устройства, установленные на ледоколе. Но вся эта техника работает с крайне низким КПД, поэтому караван судов продвигается "черепашьими шагами".

Ученые предлагают сделать ледокол своеобразным авианосцем, установив на нем "летающую амфибию" - судно на воздушной подушке. Оно будет подниматься в воздух в сложной ледовой обстановке. А бороться с торосами будет мощная гидропушка. Струя воды вылетает из нее под давлением в две тысячи атмосфер со скоростью 500 метров в секунду. Кроме того, важно обеспечить скорострельность. Созданная в институте пушка делает до 20 выстрелов в минуту.

Китайцы сделали управляемый мыслью автомобиль

- Наша пушка не режет лед, как масло, - говорит Фадеев. - Она сильно ослабляет лед, оставляя на нем трещины и деформируя. После такой обработки мощной струей воды ледокол уже сможет вспарывать толстый ледяной панцирь, позволив судну продвигаться со скоростью в несколько километров в час.

Как показали испытания, проведенные на водохранилище Новосибирской ГЭС, такая техника за час взламывает лед на площади до 10000 м[2]. Конечно, торосы на Обском море - не чета арктическим, но и установку испытывали далеко не самую мощную. По расчетам новосибирских конструкторов, в Арктике нужна платформа на воздушной подушке грузоподъемностью 120 тонн. Кстати, именно такие суда изготавливают в соседнем Омске. На платформе кроме самой гидропушки нужно разместить источник энергии мощностью 100 кВт, например дизель-электростанцию.

Гидроимпульсные устройства разрабатываются в Институте гидродинамики с 1964 года для различных целей. Накоплен большой опыт их разработки, изготовления и эксплуатации в различных производственных условиях. Эти устройства можно с успехом использовать и для разрушения льда.

-- Гидропушка была представлена в Новосибирске на форуме "Технопром" и вызвала большой интерес, в частности у представителей Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета, Арктического инновационного кластера Северо-Западного федерального округа и Минобороны России, - отмечает Петр Фадеев. Сейчас в Институте гидродинамики совместно с коллегами из Томского госуниверситета проводят компьютерное моделирование процесса разрушения льда, чтобы подобрать оптимальный режим работы арктической гидропушки.

Наука Новосибирск Сибирь