Суть системы такова: каждое предприятие должно быть оснащено электронными счетчиками, имеющими выход в Интернет и связь с сервером Росалкогольрегулирования (РАР). Весь объем выпущенного на предприятии спирта или водки должен регистрироваться таким счетчиком, и данные с него должны поступать в РАР. С 1 июля к учету информации об обороте алкоголя (дата и место розлива, отгрузки оптовику, попадания в торговлю и прочее) будет подключена и розница, и с помощью мобильных сканеров со штрихкода на бутылке с алкоголем можно будет проверить легальность любой поступившей в продажу бутылки. Таким образом, должен быть установлен полный учет и контроль за всей ликеро-водочной продукцией.
"Внедрение ЕГАИС во всех сегментах рынка - это одна из основных мер по стабилизации ситуации на алкогольном рынке, - рассказывает Игорь Чуян, руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. - В настоящее время серьезнейшей проблемой является наличие нелегальной продукции в легальных лицензированных розничных магазинах. По нашим оценкам, на конец 2015 года - это 20-25% продукции. В денежном выражении это более 30 млрд рублей только акцизов, не поступивших в бюджет, а если сюда добавить НДС, то получится более 37 млрд рублей".
По словам Чуяна, до начала текущего года ЕГАИС еще не могла отследить движение алкогольной продукции на всех этапах товаропроводящей цепочки. В системе фиксировалось только производство этилового спирта и спиртных напитков, а также импорт алкогольной продукции. Теперь этот вопрос доработан, цепь полностью замкнулась.
При этом немаловажной является тема торговли алкоголем в Интернете. Это отдельное направление, которое, казалось бы, не имеет прямого отношения к ЕГАИС. Однако, когда благодаря ЕГАИС произойдет вытеснение контрафакта из легальной розницы, появится риск, что такой канал сбыта станет куда более активно использоваться недобросовестными предпринимателями.
"Вопрос досудебной блокировки интернет-сайтов, продающих алкоголь, становится еще более актуальным, - комментирует Игорь Чуян. - Как известно, реализация алкоголя дистанционным способом, в том числе и в Интернете, запрещена. Чаще всего в Интернете предлагается некачественная продукция или заведомо опасная для здоровья и жизни".
О том, что на рынке присутствует объемная доля нелегальной продукции, говорит и председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Но эта проблема, по его мнению, будет решена благодаря внедрению ЕГАИС в розничное звено. "С 1 июля розница будет фиксироваться в системе, - поясняет Дмитрий Добров. - Вы приходите в магазин, берете бутылку, подходите к кассе - система видит, что это алкоголь. Кассир сканирует штрихкод, который находится на акцизной марке, и в результате получается, что каждая бутылка фиксируется в системе.
Сам факт распространения ЕГАИС на оптовое звено, по словам Доброва, привел к тому, что та часть продукции, которая не отражалась в документации, теперь там отражается, и соответственно растет поступление в бюджет.
По сути, введение ЕГАИС - это не просто введение запретительных и карательных мер, но и продуманная система контроля, учитывающая мотивированные пожелания бизнеса. При этом эксперты отмечают, что законопослушные предприниматели получили преимущества над нелегальными.
По мнению директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, алкоголь в нашей стране изначально очень дорог относительно доходов многих россиян. "Население делится на две группы потребителей: первая в состоянии купить легальную водку от 220 рублей и дороже, вторая - нет, - комментирует Дробиз. - В результате в ход идет кустарщина, самогон и заводской суррогат. Увы, многие как пили, так и будут пить, но благодаря ЕГАИС будет организована работа легального бизнеса".
По прогнозам эксперта, с 2017 года государство будет получать благодаря системе дополнительно 30-40 млрд рублей акцизов.
"Могу назвать себя ярым сторонником внедрения ЕГАИС. Система выгодна по многим показателям. Сейчас потребитель запуган: часто нелегальная водка продается в рознице по цене водки легальной. С 1 июля в продаже будет только качественная продукция, появится абсолютная уверенность в приобретаемом товаре", - считает эксперт. При этом важная задача - продолжать бороться с суррогатным алкоголем и нелицензированной розницей. "Сейчас государство ополчилось против заводских настоек и спиртосодержащих жидкостей, однако, выкинув заводскую продукцию с рынка, мы получим рынок кустарного алкоголя", - полагает Вадим Дробиз.
При этом эксперты в один голос заявляют, что проблемы алкогольного рынка носят комплексный характер и для их решения требуются консолидированные усилия и регулятора, и сотрудников правоохранительных органов, и самое главное - политическая воля для разворота в акцизной политике.