Это неотъемлемая составляющая мощного инвестиционного проекта "Расширение трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) на участке Сковородино - Козьмино до 50 миллионов тонн в год". В его рамках дальневосточной дочке "Транснефти" предстоят серьезные и разноплановые работы.
Большая стройка
Напомним, НПС-29 в Архаре введут в эксплуатацию в четвертом квартале 2017 года. Кроме того, скоро развернется строительство нефтеперекачивающих станций - №№ 23, 26, 32 - в Амурской и Еврейской автономной областях, а также реконструкция трех из восьми существующих - №№ 27, 34 и 41 - в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Планируется модернизация и расширение системы автоматики, монтаж объектов связи и внешнего энергоснабжения.
На очереди - в конце 2018-го - подведение отвода от магистрали к нефтеперерабатывающему заводу в Комсомольске-на-Амуре, для чего проложат около 300 километров трубопровода. А в чуть более далекой перспективе подключат нефтехимический комплекс в Приморье.
Все эти проекты станут площадками для практической реализации в ООО "Транснефть - Дальний Восток" новой системы менеджмента качества в области строительства (СМКС). Ее внедрение во всех дочерних предприятиях компании призвано содействовать развитию программы технического перевооружения и реконструкции, а также капитального ремонта объектов магистральных трубопроводов. Система появилась в рамках принятой в ОАО "АК "Транснефть" в ноябре 2015 года политики в области качества строительства.
- В ходе сооружения новых объектов и реконструкции существующих мы будем снижать издержки и затраты на всех этапах работ, организовывать дополнительный контроль качества, минимизировать долю импортной продукции при реализации проектов, - рассказывает о принципах системы заместитель генерального директора ООО "Транснефть - Дальний Восток" Евгений Сухушин.
Кроме того, в организациях системы "Транснефть" 2016-й объявлен Годом качества в строительстве. И это решение не было спонтанным, оно явилось итогом многолетней деятельности компании и связано с формированием долгосрочной программы ее развития до 2020 года.
- Уже на первом этапе разработки программы стало ясно, что, систематизируя и сводя в единое целое данные о деятельности на огромном количестве объектов, необходимо иметь общие критерии оценки качества сделанного, - объясняет Сухушин. - Первые тезисы политики "Транснефти" в области качества строительства появились в августе 2014 года, тогда же в компании приступили к созданию СМКС и ее интеграции в процесс сооружения новых объектов. Для последовательной реализации поставленной задачи утвердили "дорожную карту".
Глаз да глаз
В "Транснефти" реализуется большая программа капитального строительства, реконструкции и ремонта. Цель при этом, как говорят в компании, - не просто усилить контроль качества работ, но создать такие нормы, чтобы подрядные организации вообще не имели возможности выдать некачественный продукт.
- Это касается не только строительно-монтажных работ (СМР), но и всех этапов процесса - от изысканий и формирования проектной документации до ввода в эксплуатацию завершенных объектов, - замечает начальник службы контроля качества ООО "Транснефть - Дальний Восток" Вячеслав Решетняк. - Результат не замедлит отозваться нешуточной экономией, ведь таким образом исключаются затраты на переделки, не придется устранять бесчисленные замечания.
Еще на стадии проведения тендеров специалисты "Транснефти" начинают предъявлять дополнительные требования к подрядчикам, чтобы определить, насколько хорошо они способны работать, как подготовлен инженерно-технический персонал.
Кстати, сейчас компания ведет разработку и актуализацию нормативных документов, которые направлены на повышение качества проектирования и сооружения объектов. Например, подготовлены изменения к типовому контракту на производство СМР. Кроме того, сами подрядчики должны повысить ответственность своих служб контроля качества (СКК). В программы отбора претендентов на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ на объектах "Транснефти" вообще предполагается включить обязательное требование о наличии у претендента системы менеджмента качества в области строительства. А специалисты заказчика на месте проверят соответствие организации установленным критериям. Когда контракт уже заключен, мониторинг работ ведут постоянно.
- У нас нет второстепенных объектов. С большим вниманием мы относимся ко всем своим строительным площадкам, - говорит Вячеслав Решетняк. - Так, нам очень важно, чтобы трехэтажный дом в Архаре для будущих сотрудников нашего предприятия был возведен в срок, без недоделок и с надлежащим качеством. Надо сказать, подрядчик принял и наши требования, и нашу новую политику.
Кстати, чтобы подрядчик сам и оперативно выявлял возможные отступления от строительных норм, "Транснефть" его еще и финансово стимулирует. В буквальном смысле. Предприятие возмещает затраты службам контроля качества подрядных организаций. Расходы, впрочем, компенсируют лишь в том случае, если обязательства выполнены предельно качественно: например, правильно осуществлена "расстановка" на объекте специалистов СКК подрядчика. Как объясняет Решетняк, при строительстве того же дома в Архаре проводят много технологических операций, различных видов строительно-монтажных работ, включающих и подготовительные, и отделочные, и монтаж оборудования, и благоустройство.
- Если число сотрудников служб контроля качества подрядчика соответствует необходимым требованиям (понятно, что одного человека для обеспечения контроля всех видов СМР будет крайне недостаточно), то мы компенсируем подрядной организации объем понесенных затрат. Это стимулирует к более качественной работе, - уверен Евгений Сухушин.
Свои правила
Надо сказать, что вся эта стратегия реализуется не с нуля. "Транснефть" с начала своего существования уделяла качеству работ особое внимание. Сегодня процедура выполнения различных видов строительно-монтажных работ в компании насчитывает сотни стандартов, норм и правил, которые в своем большинстве даже жестче общепринятых в гражданском строительстве. Они касаются подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий, экспертизы проектов, производства СМР, их приемки, качества изготавливаемых материалов и оборудования. Ежегодно эти нормы меняются и совершенствуются. Поэтому в "Транснефти" уверены, что и введение стандартов системы менеджмента качества поднимет уровень проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. И как следствие - повысятся надежность, безопасность и долговечность вновь строящихся и реконструируемых объектов.
Но все эти цели выглядели бы просто лозунгами без специально разработанных четких показателей и критериев в области качества строительства.
- К концу года мы подведем итоги нашей работы. Мы утвердили паспорта качества - по ним и осуществим мониторинг. Перед ООО "Транснефть - Дальний Восток" поставлены очень ясные и серьезные задачи, - уточняет Вячеслав Решетняк. - Например, требуется уменьшить по отношению к прошлому году число изменений в заданиях на проектирование на этапе проектно-изыскательских работ. Или предстоит снизить количество корректировок рабочей документации в период строительства. Достижения каждого дочернего общества будут оценены в соответствующем рейтинге.
Алексей Сапсай, вице-президент ОАО "АК "Транснефть"
Внедрение СМКС в системе "Транснефти" - очередной шаг в дальнейшем развитии уже существующих в компании подходов к строительству и системная мера, которая является ответом на требование времени. Качество стало одним из основных показателей оценки деятельности как российских, так и зарубежных компаний в любой отрасли. При этом качество нужно понимать как универсальную категорию, включающую технические, экономические, организационные, социальные и правовые аспекты. Наличие системы управления качеством - один из ключевых показателей успешной деятельности, и, не имея такой системы, никакая компания не может считаться конкурентоспособной.
Кстати
В компании "Транснефть" согласована концепция будущих тематических годов. В частности, 2017-й планируется провести как Год охраны окружающей среды, 2018-й - энергосбережения и энергоэффективности, 2019-й - охраны труда, а 2020-й -промышленной безопасности и производственного контроля.