Преподаватели технических вузов с тревогой отмечают: престиж профессии инженера падает, и некоторые особенности нынешней вузовской подготовки его росту, увы, не способствуют. Так, с введением бакалавриата срок обучения студентов сократился на год. Соответственно, сильно урезана и практическая часть. Вместо инженеров вузы теперь выпускают технических специалистов и бакалавров, абсолютно не готовых к работе на производстве. Об этом в один голос твердят руководители предприятий.
- Если сравнивать советскую и болонскую системы образования, то раньше в наших вузах сначала преподавали общеобразовательные дисциплины, и лишь с третьего курса - специальные. В итоге выпускник получался творческий, мыслящий, который не только может сам что-то создать, но и сориентируется в непредвиденной ситуации, примет самостоятельное решение. В этом помогало и преподавание теории изобретательских задач, - отметил в беседе с корреспондентом "РГ" один из кузбасских руководителей. - Болонская же система предусматривает сразу изучение специальных предметов, решение узкоспециализированных задач. Бакалавра ориентируют именно на это, а магистратура, следующая за бакалавриатом, предполагает овладение общеобразовательными и общеразвивающими предметами. Получается, узкому специалисту дается возможность пошире взглянуть на мир, но за это время он успевает забыть все, что усвоил на первых курсах, и на выходе получается непонятный специалист, не подготовленный к решению практических задач.
Вместе с тем далеко не все предприятия могут сегодня похвастать приличным уровнем технической оснащенности: 95 процентов оборудования - устаревшее и с низкой производительностью. Впрочем, в вузах тоже еще стоят станки полувековой давности, на которых полученные знания, конечно, не отточишь.
По мнению экспертов, чтобы новые кадры соответствовали мировым стандартам, им уже со студенческой скамьи необходимо осваивать современное оборудование и параллельно учиться выстраивать коммуникации, приобретать менеджерские навыки и так далее. Помочь государству готовить такие кадры должен частный бизнес - компании, считающие себя социально ответственными.
Активисты и эксперты ОНФ вместе с представителями Кузбасской торгово-промышленной палаты подготовили и обобщили предложения для органов власти, чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения и восстановления системы подготовки инженеров в регионе. Они предлагают сохранить и развить традиционную, существовавшую в стране многие десятилетия систему подготовки по инженерным специальностям в вузах - так называемый специалитет. И указывать в дипломах, которые выдают выпускникам инженерных специальностей, квалификацию "инженер".
Также предлагается усилить господдержку системы подготовки инженерных кадров для горнодобывающей, металлургической, химической и смежных отраслей промышленности на бюджетной основе. Восстановить систему регулярного повышения квалификации и переподготовки инженеров по перспективным специальностям, обучать их в вузах по контрактам и прямым договорам с предприятиями, создав в Кузбассе опорный университет по подготовке инженеров для ключевых отраслей экономики. Рекомендовать вузам и ссузам принять безотлагательные меры по повышению качества образования с учетом инновационных процессов на производстве. Внедрять на предприятиях институт наставничества. Организовать сертификацию инженерных кадров на соответствие стандартам Международной ассоциации профессиональных инженеров. Изучить возможность проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ вузов, в том числе, по подготовке инженеров. Принять в регионе программу развития детско-юношеского технического творчества, включив его и доинженерную подготовку в программы развития муниципалитетов.
Татьяна Алексеева, председатель правления Кузбасской ТПП, сопредседатель регионального штаба ОНФ:
- В ряде субъектов федерации уже реализуют региональные проекты и программы по поддержке инженерного образования. В эту сферу привлекают талантливых школьников и студентов, формируют производственно-образовательные кластеры. Индустриальному Кузбассу необходимо проанализировать потребность в специалистах на среднесрочную и долгосрочную перспективы (с горизонтом планирования на двадцать лет), увязав ее с планами приемов в вузы, открытием новых направлений, детально просчитать емкость регионального рынка технических специалистов как с высшим, так и со средним профессиональным образованием.
Тем временем
Кемеровская область стала одним из первых регионов России, в которых в 2016 году начинается подготовка квалифицированных кадров по специальности "Управление, обслуживание и ремонт многоквартирного дома". Обучать управдомов будут в коммунально-строительном техникуме областного центра на бюджетной основе. Первый набор - 25 выпускников девятых классов - кроме общеобразовательных предметов в течение трех лет и восьми месяцев будет осваивать специальные нормативы и документацию, проведение работ по эксплуатации и ремонту общего имущества многоквартирного дома, вопросы охраны труда и безопасности жизнедеятельности, а также основы экономики, менеджмента и инженерной графики.