Причину гибели Ил-76, принимавшего участие в борьбе с лесными пожарами в Иркутской области, конечно, установят. Хотя специалисты и так уверены, что самолет рухнул потому, что попал в зону сильного воздушного завихрения с минимальным содержанием кислорода. Бреющий полет в таких условиях всегда опасен. Но крылатым пожарным приходится работать именно на малой высоте. В противном случае тонны воды испарятся, не долетев до земли.
Впрочем, из-за мощных восходящих потоков раскаленного воздуха на огонь все равно падают капли. Поэтому тушение лесных пожаров длится неделями, а в итоге завершается после природного ливня.
Между тем любой силы огонь в любой труднодоступной местности можно погасить в один день, добивая потом его отдельные очаги. И не рискуя человеческими жизнями.
Авиационное средство пожаротушения - АСП-500 разрабатывалось еще в СССР в самом конце 1980-х, в рамках забытой сегодня конверсии оборонного производства. Планировалось, как говорится, убить двух зайцев. Отточить у боевых летчиков навыки прицельного бомбометания в условиях максимально приближенных к боевым и помочь в борьбе с пожарами большой интенсивности.
АСП-500 - это бомба в пластиковом корпусе, содержащая почти полтонны огнегасящей смеси. При ударе о землю специальный заряд распыляет смесь, которая мгновенно гасит пламя даже в условиях страшного огненного шторма на площади 1000 квадратных метров.
Предполагалось, что АСП-500 в огромном количестве поступят в ВВС как учебные. И как только где-то начнется серьезный пожар, в небо поднимутся фронтовые Су-24 или даже стратегические Ту-160, которые, отточив навыки бомбометания, погасят все, что горит. А если бы полыхнул, предположим, цех какого-нибудь завода, то штурмовики Су-25 точечным бомбометанием с пикирования погасили бы и этот техногенный пожар.
Предполагалось использовать такие бомбы и в городских условиях. Чтобы попасть, образно говоря, в окно горящей высотки, рассматривался вариант создания управляемых планирующих АСП, причем разных весовых категорий.
Отличительной стороной нового вида оружия была его полная безопасность для человека. Во-первых, применяться оно должно было там, где все живое давно сгорело, а, во-вторых, даже если бы кто-то оказался в зоне взрыва, то получил бы в худшем случае контузию.
С развалом Союза рухнули все конверсионные программы, как и сама оборонная промышленность. Но пожары-то не прекратились. И уже в новом веке авиационное средство пожаротушения доработали. Поскольку с огнем борется МЧС, у которого нет бомбардировщиков, то разработали специальную технологию сброса АСП-500 с вертолетов и транспортных Ил-76. При этом один заход Ил-76, по расчетам, обеспечивал гарантированное подавление огня на площади 10 гектаров.
Специалисты из оборонки предложили комбинированную технологию пожаротушения с применением авиации. При возникновении значительных очагов возгорания оптимально использовать три ударных авиационных эшелона. Сначала в зону огня сбрасываются бомбы АСП-500, которые быстро сбивают пламя и жар. Следом за ними танкеры Ил-76 и Бе-200 на бреющем полете заливают площади недавнего горения.
Поскольку восходящих потоков раскаленного воздуха уже нет, вся вода попадает в цель.
А затем вертолеты Ми-26, Ми-8 и Ка-32П с низкого висения точечными сбросами воды окончательно ликвидируют последние очаги возгораний.
При хорошей организации такое эшелонированное огнетушение, дающее стопроцентный результат, по расчетам, занимало бы несколько часов. А сейчас на изматывающую борьбу с огнем в той же Сибири ушло больше месяца при огромных финансовых затратах, неясном финале и уже с человеческими жертвами.
Когда противопожарную чудо-бомбу впервые показали на одной из международных выставок, она произвела сенсацию. Лесные пожары случаются ведь не только в нашей стране. Но никому не приходило в голову для борьбы с ними создать специальную авиабомбу.
Как вспоминают разработчики, коммерческий интерес к их изделию был огромный. Но поскольку в самой России АСП-500 в производство не запустили и в борьбе с пожарами использовать не стали, интерес постепенно угас.
МЧС еще десять лет назад вроде бы склонялось к закупке бомбового противопожарного вооружения, но так и не склонилось. ВВС, ставшие ВКО, давно забыли про вариант использования "водяных бомб" в качестве учебных. Госзаказа на АСП-500 не появилось. Значит, нет серийного производства, и противопожарных бомб тоже нет, кроме опытных экземпляров. А тайга как горела, так и горит каждый год.
Те специалисты, которые когда-то были причастны к разработке противопожарных бомб и которых удалось разыскать, говорят, что современные технологии позволяют качественно улучшить АСП, созданную четверть века назад. И серийное производство можно наладить хоть завтра.
Проблема даже не в отсутствии денег, а в том, что нет волевого решения.