"Как могло получиться, что террористы, совершившие у нас самую кровавую атаку за послевоенное время, смогли беспрепятственно пересечь всю Европу и оказаться во Франции?" - не мог скрыть возмущения депутат от правой партии "Республиканцы". Если такое случилось, считает он, то вина здесь спецслужб. С Фенеком согласен его коллега по комиссии социалист Себастьян Пьетрасанта. Он рассказал, что в ходе их слушаний главы французских разведслужб сами признали "глобальный провал разведки" при парижских терактах. Парламентарии выдвинули целый ряд мер. Речь идет о создании агентства по борьбе с терроризмом по примеру американского национального антитеррористического центра. Оно будет заниматься анализом угроз, стратегическим планированием и координацией оперативных мероприятий. Агентство должно непосредственно подчиняться президенту , обладать единой базой данных и собственным бюджетом.
Депутаты высказались за объединение в одну структуру - Генеральную дирекцию территориальной разведки (DGRT) - ряда служб, которые в настоящее время относятся к двум разным министерствам - внутренних дел и обороны. При этом будет введено единое руководство в лице главы МВД. Эта мера призвана положить конец вопиющей разобщенности в действиях спецслужб, что помешало им предотвратить парижские трагедии как в январе, так и в ноябре 2015 года.
Как поведал Фенек, из-за несогласованности разведструктур было прекращено наблюдение за одним из налетчиков на редакцию сатирической газеты "Шарли Эбдо" Саидом Куаши, когда тот переехал из Парижа в Реймс. Другой боевик из той же "январской" банды Амеди Кулибали в свое время получил тюремный срок за участие в организации побега террористу Смаину Белкасему. Однако когда оказался на свободе, информация не поступила в территориальные спецслужбы, и наблюдение за Кулибали не установили, хотя его экстремистские взгляды были хорошо известны.
Другой вопрос непосредственно касается обстановки в пенитенциарных заведениях, где многие заключенные подвергаются радикальной обработке со стороны сокамерников. Хотя не так давно было принято решение о формировании службы тюремной разведки, ее эффективность, убеждены депутаты, оставляет желать лучшего. На 68 тысяч французских заключенных приходится всего лишь 114 агентов, хотя их должно быть минимум в три раза больше.
И еще один важный момент. Парламентская комиссия предложила слить воедино три французских спецназа. В настоящее время два из них - RAID и BRI - относятся к полиции, а третий, GIGN, - к жандармерии, входящей в состав минобороны.
Вчера парижский суд приговорил к 9 годам тюрьмы брата одного из террористов, который участвовал в атаке на концертный зал "Батаклан" 13 ноября 2015 года. Ее жертвами стали 90 человек. Всего же теракты в Париже унесли 130 жизней. Приговоры были вынесены еще шести подсудимым. Их признали виновными в связях с террористами и приговорили к срокам от шести до восьми лет заключения. Суд установил, что молодые люди проходили подготовку в Сирии.
Подготовила Екатерина Забродина