- С введением закона N 220-ФЗ впервые в истории России на территории всей страны обозначились единые принципы организации пассажирских перевозок, - говорит директор Агентства автомобильного транспорта Минтранса России в ПФО Владимир Давыденко.
Ужесточатся требования к организации ночной стоянки автобусов. Если сегодня владельцы маршруток могут позволить себе парковки машин в не приспособленных для этого местах, то с 15 июля такая самодеятельность станет незаконной. Парковки должны соответствовать федеральным требованиям (шлагбаумы, бытовые помещения для водителей и прочее), а конкретные места их расположения определяются уполномоченным органом субъекта РФ.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, перечень мест ночных парковок для автобусов пока не составлен: минтранс региона направил запрос в администрации муниципалитетов с просьбой предоставить соответствующие сведения. После проверки представленных данных перечень парковок будет сформирован, утвержден и размещен на сайте ведомства, но когда именно это произойдет, пока не известно.
- Статьей 34 федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что "пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора", заключенного владельцем данного объекта с юрлицом или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют регулярные перевозки, - рассказал еще об одном нововведении начальник отдела автомобильного транспорта регионального минтранса Дмитрий Рябушев. - Однако в данном случае о свободе договора говорить не приходится: маршрут устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти или уполномоченным органом местного самоуправления. И если маршрутом предусмотрен остановочный пункт на автовокзале, то перевозчик обязан обеспечить посадку и высадку пассажиров именно здесь и соответственно вынужден заключить договор с владельцем автовокзала.
В данном случае, по мнению Рябушева, налицо монопольное положение владельца автовокзала по отношению к перевозчикам. Более того, орган власти, установивший маршрут, является соучастником монопольного процесса.
В связи с этим на состоявшемся на днях семинаре-совещании, посвященном вступлению закона в силу, прозвучало предложение: исключить договорную основу оказания услуг перевозчикам и предусмотреть госрегулирование тарифов в данной сфере.
- Владелец автовокзала все равно установит плату хотя бы за пользование территорией, на которой находится межрейсовая стоянка автобуса, чтобы компенсировать затраты на содержание персонала - уборщиков, охранников, - говорит Дмитрий Рябушев. - Кроме того, на междугородные автобусы билеты должны продаваться в кассах автовокзала. Поэтому в любом случае его владелец будет оказывать перевозчику услугу по продаже билетов, затраты на кассиров он компенсирует за счет перевозчиков.
- Также с 15 июля водитель транспортного средства, используемого для регулярных пассажирских перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам государственного транспортного контроля карту маршрута, - отметил заместитель директора Агентства автомобильного транспорта в ПФО Артем Бафанов. - Вступит в силу и новая статья 11.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части нарушений в сфере регулярных перевозок: посадка (высадка) в автобус, трамвай или троллейбус в неустановленных местах влечет наложение штрафа на водителя в размере 3 тысяч рублей. Стоянка в ночное время вне установленных мест грозит водителю аналогичным штрафом, для должностных лиц сумма взыскания составит 10 тысяч рублей, а для юридических - 20. Использование транспортного средства без карты маршрута предусматривает штраф на водителя в размере 5 тысяч рублей, на должностных лиц - 30 тысяч, а на юридических - 300 тысяч рублей.
Дмитрий Рябушев отметил, что законодательная новация предполагает и более гибкий подход к транспортному обслуживанию населения, проживающего в "дальних далях".
- В Конституции РФ заложен принцип свободы передвижения, - отметил он. - Органы местного самоуправления обязаны обеспечить удаленные населенные пункты транспортным сообщением. Но в каждую деревню организовать маршрут у них нет фактической возможности. А если отсутствует устойчивый пассажиропоток, то и целесообразность в перевозках по расписанию под большим вопросом.
В связи с этим есть смысл рассмотреть на законодательном уровне вопрос о возврате такого понятия, как маршрутное такси.
Как будет организована их работа, вариантов может быть много. Например, по предварительным заявкам сельских администраций один автомобиль в течение дня может выполнять рейсы по нескольким маршрутам без жесткого расписания, если эти рейсы действительно необходимы в конкретный период времени.
Алексей Гойхман, председатель постоянной комиссии думы Нижнего Новгорода по транспорту и связи, напомнил о безопасности.
- В 2015 году Нижегородская область вышла в лидеры по количеству ДТП с участием общественного транспорта, - отметил он. - Во-первых, это связано с преступно слабым подбором персонала и нежеланием его обучать из-за нехватки средств. Во-вторых, с состоянием технических мастерских, которые часто представляют собой гараж с кувалдой, молотком и неполным набором гаечных ключей. Также на печальную статистику влияют и нелегальные перевозчики. У нас в городе таких примерно 400 машин. Жажда наживы у них выходит на первый план. А еще в начале прошлого года себестоимость одной поездки составляла 27 рублей. Муниципальный транспорт дотируется областным бюджетом, а частникам не помогает никто. Вот они и выкручиваются, выпуская на линию больше машин, чем заявлено. А между тем производители мороженого не будут продавать свой продукт за пять рублей при себестоимости в семь.
Гойхман предложил и метод борьбы с нелегальными перевозчиками: как только прекратится хождение наличных денег, они сами уйдут.
По итогам совещания-семинара организаторы приняли резолюцию: направить в адрес Министерства транспорта РФ информацию и предложения с описанием проблем, возникающих при реализации закона N 220-ФЗ.