12.07.2016 13:33
Культура

Реставраторы Петергофа нашли двух Екатерин на одном портрете

Текст:  Ольга Штраус (Санкт-Петербург)
В Тронный зал Большого дворца в музее-заповеднике "Петергоф" после реставрации вернулся парадный портрет Екатерины I работы Генриха Бухгольца. Как рассказали "РГ" в пресс-службе музея, в ходе работ реставраторы сделали открытие: оказывается, на полотне не одна картина, а две. Для создания этого портрета Бухгольц на большой холст наклеил погрудное изображение Екатерины I кисти другого художника и дописал его.
Читать на сайте RG.RU
Возвращение портрета Екатерины I в тронный зал Большого дворца в Петергофе

Известно, что художник неоднократно выполнял подобные работы. Например, в музее-заповеднике "Царское Село" хранится выполненный Бухгольцем портрет императрицы Елизаветы Петровны, выполненный в 1768 году, в который вшит камерный портрет кисти Луи Каравака.

Новгородские археологи нашли граффити XII века

А погрудный портрет Екатерины I, использованный Бухгольцем для петергофской картины, повторяет иконографию написанного в 1717 году в Гааге портрета кисти Жана-Марка Натье.

Известно, что в 1770-х годах немецкий художник создал портрет первой российской императрицы специально для Тронного зала "Петергофа" по заказу Екатерины II. В этот период Екатерина Великая капитально перестраивает зал по проекту архитектора Фельтена. В господствовавшем тогда стиле классицизма плафон заменила гладь потолка, обрамленная лепной рамой, деревянная отделка была заменена "штукатурной работаю". Подчеркивание преемственности власти стало главной программой, поэтому важным декоративным элементом убранства Тронного зала стали парадные портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, написанные Генрихом Бухгольцем.

Интересно, что хотя портрет Екатерины I не раз подвергался реставрации, открытие вклеенного слоя обнаружили впервые. Кроме того, после утоньшения слоя лака и удаления записей выяснилось, что императрица одета в платье не из золотой, а из серебряной парчи, в прическе открылись драгоценности с жемчугом, а также стало возможным рассмотреть пейзаж на дальнем плане: военный лагерь с шатрами и крепость с приспущенными флагами.

В Петергофе воссоздадут церковь, построенную по указу Николая II

В 1844 году портрет Екатерины I наряду с другими портретами кисти Бухгольца был перевезен в Императорский Эрмитаж для снятия с него копии. В следующий раз портрет снимали в 1870 году для экспонирования на "Выставке русских портретов известных лиц XVI - XVIII веков, устроенной Обществом поощрения художников". В годы Великой Отечественной войны портрет Екатерины I был эвакуирован в Ленинград. После войны он хранился в Центральном хранилище, размещавшемся в Павловском дворце, а в 1962 году был возвращен в Петергоф.

Справка "РГ"

Генрих Бухгольц (1735-1781) - немецкий портретист, работавший в Петербурге при Екатерине II. Якоб Штелин в "Записках об изящных искусствах в России" писал, что он "был некоторое время живописным гезелем (подмастерьем) на службе у г-на Фанцельта. Затем он стал самостоятельным и изготовлял множество превосходных копий с портретов…". В 1770-х годах, согласно дате на одной из картин, Бухгольц создал портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. В 1797 году портреты были включены в "Опись живописным картинам, находящимся в Петергофском замке". 

Музеи и памятники Живопись Санкт-Петербург Северо-Запад