13.07.2016 19:31
В мире

Игорь Иванов: Стратегический курс на мировое господство США сохранится

Российско-американские отношения в свете президентских выборов в США
Текст:  Игорь Иванов
Российская газета - Федеральный выпуск: №153 (7021)
До президентских выборов в США остается менее четырех месяцев; драматическая предвыборная борьба в Америке вступает в свою финальную фазу. Насколько можно судить, по данным последних опросов, кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон уверенно опережает республиканца Дональда Трампа. Если до ноября в ход избирательной кампании не вмешаются какие-то чрезвычайные обстоятельства, можно предположить, что следующим, сорок пятым, президентом США впервые в истории этой страны станет женщина.
Читать на сайте RG.RU

Как показывают опросы общественного мнения, многие в России полагают, что в нынешних условиях приход в Белый дом Дональда Трампа был бы выгоднее нашей стране, чем победа Хиллари Клинтон. Популист и яростный критик вашингтонского истеблишмента, Трамп мог бы, по их мнению, перевернуть нынешнюю, не самую лучшую страницу в американо-российских отношениях и начать новую главу без оглядки на "наследие" демократа Барака Обамы.

Трамп в пятницу назовет кандидатуру вице-президента

К Хиллари Клинтон отношение в России, как известно, неоднозначное. Одни вспоминают ее как жесткого и не всегда сговорчивого переговорщика. Другие - как политика, неизменно делавшего акцент на права человека. Третьи говорят, что традиционно Москве удавалось успешнее ладить с республиканцами, нежели с демократами. Мой многолетний опыт непосредственного общения с государственными лидерами самых разных стран говорит о том, что такого рода опасения и надежды не имеют под собой серьезных оснований. Как правило, с опытными профессионалами договариваться легче, даже если они являются жесткими переговорщиками и сложными партнерами. Их поведение предсказуемо, их позиции рациональны, они хорошо понимают пределы своих возможностей. А вот с новичками во внешней политике обычно работать труднее - отсутствие опыта нередко оборачивается непоследовательностью и непредсказуемостью, ведет к субъективным, эмоциональным, подчас ошибочным решениям, которые потом бывает очень трудно исправить.

Выступая 17 июня на Петербургском международном экономическом форуме, президент России Владимир Путин вспоминал о своем позитивном опыте работы с сорок вторым президентом США Биллом Клинтоном. Я был министром иностранных дел России и хорошо помню то время. Разногласий и противоречий между Россией и США и тогда было предостаточно. Однако в отличие от последних лет никогда не прерывался взаимоуважительный диалог, всегда присутствовало осознание значения российско-американских отношений для международной стабильности.

Разумеется, Хиллари Клинтон имеет свои собственные взгляды на внешнюю политику Америки. Тем не менее есть основания полагать, что "семейный опыт" будет оказывать определенное влияние и на ее деятельность, если она окажется победительницей на ноябрьских выборах.

Главное, однако, не в этом. Было бы наивным полагать, что состояние и динамика наших отношений с Америкой определяются исключительно личностью нового хозяина Белого дома и что существует какой-то легкий, безболезненный способ вывести российско-американские отношения из того глубокого кризиса, в котором они сегодня оказались. Чудес в международных делах не бывает. Внешняя политика США всегда носила двухпартийный характер, всегда отличалась значительной инерционностью, и результаты президентских выборов не могут кардинально изменить этого устоявшегося положения дел.

Рассчитывать на то, что новая администрация США одумается и станет покладистой, вряд ли реально. Кто бы ни стал президентом, стратегический курс на удержание мирового лидерства сохранится, хотя определенные коррективы во внешней политике, конечно, возможны.

Российско-американские отношения вступили в фазу, когда накопленный за последние годы негативизм фактически перерос в реальную конфронтацию. Такое развитие событий противоречит интересам России. Да и интересам США тоже. А поэтому важно предпринять шаги, которые позволили бы переломить эти опасные тенденции. Если же мы сейчас займем выжидательную позицию, приглядываясь к тому, как поведет себя новый президент США и его команда, то можем упустить время, а с ним и инициативу.

Если говорить откровенно, то создать солидную основу российско-американских отношений после окончания "холодной войны" нам так и не удалось. Да мы этим и не особенно занимались, будучи полностью поглощенными урегулированием текущих международных проблем. Поэтому главной задачей, на мой взгляд, является запуск такого переговорного процесса между Россией и США, который позволил бы выйти на согласованные принципы взаимоотношений, совместно выработанные обязательства друг перед другом, учитывающие обоюдные интересы.

С чего начинать? Это самое сложное. Считаю, что прежде всего необходимо, не откладывая, приступить к подготовке личной встречи между президентом России и новым президентом США. Чем дольше такая встреча будет откладываться, тем больше будет накапливаться негативизма.

Встреча должна быть тщательно подготовлена, и ее результатом должны стать решения, имеющие стратегический характер и ориентированные на будущее. В нынешней ситуации уже недостаточно просто встретиться, чтобы "посмотреть друг другу в глаза".

Разумеется, такая встреча не может разом разрешить весь накопившийся клубок противоречий. Такой цели и не надо ставить. Но она должна определить вектор развития российско-американских отношений и сформировать необходимые механизмы сотрудничества, что позволило бы постепенно уйти от ситуации, когда сотрудничество по стратегическим вопросам становится заложником текущих разногласий.

Разумеется, что контакты на уровне президентов будут и дальше оставаться ключевым звеном российско-американского диалога.

Однако эти контакты должны быть дополнены разветвленной сетью двусторонних рабочих механизмов по ключевым направлениям сотрудничества. Необходимо вдохнуть жизнь в работу Группы стратегической стабильности в составе руководителей внешнеполитических и оборонных ведомств двух стран. Требуется институционализировать диалог между разведсообществами. Это способствовало бы укреплению взаимного доверия и созданию благоприятной атмосферы для сотрудничества в борьбе с терроризмом и в других областях. Особое внимание необходимо уделить экономическому сотрудничеству. Деловое сотрудничество не стало тем амортизатором, который мог бы сдерживать или хотя бы ослаблять негативные последствия разногласий в других областях. Нужен механизм, который на уровне государства стимулировал бы экономическое сотрудничество, что, в свою очередь, способствовало бы улучшению взаимоотношений между нашими странами.

Хиллари Клинтон назвала имя потенциального вице-президента США

Еще один консультативный механизм требуется на уровне гражданского общества. В его работе должны принимать участие представители политических и общественных кругов, СМИ, деятели науки и культуры: все те, кто влияет на формирование общественного мнения в России и США.

На первый взгляд может показаться, что предлагаемая эшелонированная структура российско-американского диалога выглядит громоздко и труднореализуема. К сожалению, как раз отсутствие такой плотной ткани переговорных механизмов по широкому кругу актуальных проблем привело российско-американские отношения к их нынешнему состоянию.

В своей поздравительной телеграмме президенту Б. Обаме по случаю Дня независимости США 4 июля этого года президент России В. Путин подчеркнул: "История российско-американских отношений подтверждает, что, действуя на равноправной партнерской основе и уважая законные интересы друг друга, мы способны успешно решать самые сложные международные проблемы на благо народов обеих стран и всего человечества".

Очень хотелось бы, чтобы в Вашингтоне самым серьезным образом отнеслись к этому приглашению к диалогу.

США