В начале июля президент подписал закон, уравнивающий налоговые обязательства российских и иностранных IT- компаний, работающих "на поле" электронных услуг. По новым правилам с 1 января 2017 года иностранные IT- компании или их агенты- посредники, продающие россиянам в Интернете цифровой контент, в числе которого фильмы, музыка, игры, обязаны платить за это налог. Торговля физическими товарами через Интернет под действие закона не подпадает.
В странах ЕС, Японии, Южной Корее аналогичный налог на продажу контента в Интернете иностранными компаниями по месту потребления электронных услуг действует с 2015 года. Россия, следуя рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о равном налогобложения, зеркально ввела в национальное законодательство справедливую для участников отрасли налоговую новацию, пояснил глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин. "Наше государство строго придерживается принципов равного отношения к иностранным и российским компаниям",- подчеркнул он.
Чтобы упростить процедуру уплаты налога иностранным компаниям, в ФНС разработали специальный сервис. "Пока мы назвали его "НДС-офис" и хотим, чтобы интернет-индустрия получила возможность платить налог удаленно, быстро, в самом современном варианте, через "личные кабинеты", а налоговики не занимались лишним контролем", - с такими словами Михаил Мишустин презентовал портал представителям IT-индустрии, в числе которых которых были "Яндекс", Mail.ru Group, Apple, Google, Microsoft, Rambler&Co., "Лаборатория Касперского".
Для удобства был разработан простой тест, с помощью которого можно уточнить, распространяется ли действие закона на компанию. "Есть пошаговая инструкция, как регистрироваться и вставать на учет, как заполнять декларацию об уплате налога", - продемонстрировал Мишустин возможности системы.
Новый сервис ФНС начнет работу 1 января 2017 года. Но, как заверил, заместитель главы ФНС Дмитрий Сатин, в тестовом варианте сервис налоговики запустят уже с осени 2016 года. Будущие иностранные налогоплательщики должны заранее подготовиться. У компаний будет всего 30 дней на то, чтобы встать на учет.
Сейчас ФНС открыла на сайте форум по вопросам взимания нового налога и призвала участников отрасли загодя выносить на обсуждения тревоги и сомнения. ФНС России будет публиковать ответы специалистов. Контролировать уплату налога и проверять декларации поручат скорее всего специализированной налоговой инспекции. "Для наращивания компетенций", - пояснил Дмитрий Сатин. Он также сообщил, что российские налоговики планируют широко информировать иностранные интернет-компании о новых требованиях в законодательстве России.
Участники совещания в ФНС постарались прояснить спорные вопросы, озадачили друг друга проблемами, которые могут возникнуть. Например, велика вероятность того, что иностранные интернет-компании для уклонения от налога будут вести свою деятельность с территории стран Евразийского союза, предупредила Ольга Максимова, представитель одной из аудиторских компаний интернет-отрасли. Новый российский закон не унифицирован с нормами законодательств стран Евразийского союза в этой части.
Много возникает вопросов и по работе в России иностранной интернет-сервисной компании Uber. "Есть риск, что налог придется платить таксистам, использующим ее приложения. Такие условия прописаны в договорах этой компании, счета которой находятся в Лихтенштейне", - сообщила Максимова.
В ФНС тем временем заверили, что налогообложение зарубежных компаний не усложнит условия для российских игроков, тем более налоговики намерены вести постоянный диалог по правоприменительной практике напрямую с отраслью, заметил Дмитрий Сатин.
Участники рынка пока так и не пришли к единому мнению, приведет ли введение нового налога на электронные интернет-услуги к повышению цен на интернет-контент для конечных потребителей. По словам аудиторов, отслеживающих действие аналогичных мер в странах ЕС, повышения цен не произошло.
В ФНС также подтвердили, что обсуждают "налог Google" в развитии. Законодатели хотят обязать регистрироваться и платить НДС в российский бюджет, то есть по месту страны потребления товаров, еще и иностранные интернет- магазины, в которых физлица покупают одежду, электронику, игрушки, компьютеры. Цель та же - выровнять условия зарубежных интернет-продавцов с российскими интернет-магазинами, ликвидировать злоупотребления. Сейчас, заказывая товары на российских интернет-сайтах, граждане в конечном счете оплачивают включенный в них налог( НДС). Покупая же напрямую через зарубежные интернет - магазины налог не платят. При этом налоговой "дырой" пользуются так называемые "тушканчики", сменившие в век электронной коммерции "челноков " 90-х. "Тушканчики" - физлица, покупают товары на зарубежных интернет- площадках и продают их с "накрутками" через российские интернет- сайты. Потребителипереплачивают за товар, прибыль оседает в карманах недобросовестных интернет- торговцев. В ФНС такой подход отрицают, ищут удобный механизм единого налогообложения иностранных и российских онлайн-продавцов.