Поводом к рассмотрению ситуации послужила трагедия в семье жителя Рязани Виктора Карпекина. Оба его сына делом жизни выбрали службу: младший Владимир был младшим лейтенантом милиции, курсантом Саратовского юридического института МВД России и погиб при исполнении служебных обязанностей в 2003 году. А через шесть лет родители потеряли и старшего, Николая - лейтенанта ФСБ. За первого сына супругам Карпекиным была назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца в размере около 20 тысяч рублей каждому. Одновременно они получают пенсию по старости - именно в этом случае закон позволяет получать родителям погибших военнослужащих и приравненных к ним категорий две пенсии.
- Пенсионное обеспечение в повышенном по сравнению с другими категориями пенсионеров размере имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества, - указал КС РФ в своем определении.
А вот в пенсии за старшего супругам отказали, поскольку слов про "три пенсии" в законе просто нет. Оказалось, что действующее законодательство просто не учитывает ситуации, подобной истории Виктора Карпекина. По его мнению, это нарушает статью 39 Конституции "РФ": "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Закон устанавливает родителям повышенную материальную помощь в случае потери ребенка, но не учитывает, к примеру, что после гибели первого кормильцем мог остаться второй, который потом тоже погиб на боевом посту.
- Действующая редакция указанного закона не признает кормильцами всех детей, а их родителей - имеющими право на получение пенсии за каждого погибшего кормильца, - указал Виктор Карпекин в своей жалобе в КС РФ, - Однако если бы мои сыновья не погибли, то они каждый - и старший, и младший - оказывали бы помощь родителям.
Действующее правовое регулирование исходит из необходимости предоставления родителям соответствующего пенсионного обеспечения лишь в случае гибели единственного или одного из детей при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел. Таким образом, по мнению Карпекина, по закону получается, что "остальные дети рождены и воспитаны не для того, чтобы быть опорой родителям".
Ситуация жителя Рязани произвела на судей КС РФ большое впечатление, это видно даже из сухих строк официального определения. Судьи указали, что в действующем законодательстве "не были приняты во внимание ситуации, когда при исполнении обязанностей службы погибают двое или более детей одних родителей".
- Потеря в мирное время двоих и более детей, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы (службы в органах внутренних дел), не только причиняет родителям безмерные страдания, - указали судьи, - но и является обстоятельством, которое в силу социального характера Российского государства, признания добра и справедливости основополагающими конституционными ценностями обязывает государство обеспечить таким родителям максимально возможную социальную защиту, в том числе при определении размера их пенсионного обеспечения.
Федеральному законодателю предписано внести изменения с тем, чтобы в подобных ситуациях "гарантировать родителям повышенный размер соответствующего пенсионного обеспечения". После этого дело Виктора Карпекина должно быть пересмотрено - они с супругой смогут получать пенсию за обоих погибших сыновей.