Минимальная розничная цена за шампанское в бутылке объемом 0,75 литра установлена в 164 рубля. Отпускная цена у производителя составляет 115 рублей за бутылку, для оптовых закупок - 133 рубля.
При этом производители не ждут сокращения потребления этого напитка из-за роста цены. Шампанское остается праздничным напитком, на котором россияне не привыкли экономить. К тому же основное потребление шампанского и игристых вин приходится на Новый год, когда бутылка шампанского является неприемлемым атрибутом каждого праздничного стола.
Минимальная цена способствует устранению с рынка дешевого некачественного контрафактного алкоголя. Но до этого минимальная стоимость устанавливалась только для крепкого алкоголя. К примеру, уже действует цена, ниже которой запрещено продавать водку. За бутылку объемом 0,5 литра нельзя брать в розничной продаже меньше 190 рублей.
"Минимальные цены на алкогольную продукцию вводятся по двум соображениям, во-первых, они снижают потребление алкоголя в стране", - говорит Вадим Новиков, старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Покупать его становится дорого, особенно для категорий населения, которые выбирали самые дешевые товары. "Во-вторых, минимальная цена вводится из соображений фискальной выгоды. Вводя такую цену, государство повышает свои доходы за счет взимания акцизов", - отмечает Вадим Новиков.
Эксперт не исключил, что постепенно минимальную цену введут и для других категорий алкогольной продукции. "По мере того как количество категорий увеличивается, видна терпимость общества к подобной мере. Появляются аргументы в пользу унификации этой практики и ее распространения на другие категории алкогольной продукции", - добавляет эксперт.
Высока вероятность, что предложения о введении минимальной цены для других алкогольных напитков начнут поступать от представителей отрасли, считает Новиков. "Это способ законным путем прийти к тому, что в других обстоятельствах удается достичь только картельными соглашениями. То есть, когда производитель видит ценовую конкуренцию, то у него есть соблазн договориться с участниками рынка, которые снижают цену, но есть риск столкнуться с претензиями со стороны антимонопольной службы. Здесь же само государство приходит на помощь производителям алкоголя и устраняет с рынка тех, кто слишком занижает цену", - разъясняет Вадим Новиков.
Однако дешевая продукция не исчезнет с прилавков, ее производители научились обходить подобные ограничения. Они продают свой товар как "винный напиток", а на него требования минимальных цен не распространяются. Эксперты прогнозируют, что это может привести к ситуации, в которой производство шампанских и игристых вин после установления минимальной цены сократится, а "винных напитков", напротив, вырастет.