26.07.2016 21:12
Кинократия

Британской актрисе Хелен Миррен исполнился 71 год

Текст:  Юлия Авакова
Выдающаяся британская актриса Хелен Миррен, отмечающая сегодня 71-й день рождения, - дочь выходца из России, Василия Петровича Миронова, потомка смоленских дворян, которого революционные события застали совсем маленьким в Лондоне, где работал на благо оснащения вооружением императорской армии его отец, не пожелавший возвращаться на свою родину после революции.
Читать на сайте RG.RU

По иронии судьбы особо ярко она сумела воплотить на экране (и не раз) образы, являющиеся проекциями того разрушенного мира, последними очевидцами которого в России были ее родственники по отцовской линии. Ей довелось сыграть двух королев, Елизавет I и II, в кино, а ныне здравствующую правительницу Соединенного Королевства - и на сцене, в спектакле "Аудиенция", как нельзя более иронично и убийственно характеризующем переменные величины в британской политике.

Актриса, играющая в последнее время сильных женщин, не всегда, правда, разумно не позволяющих себе поступиться своими представлениями об окружающем мире ("Женщина в золотом", "Пряности и страсти", "Всевидящее око", "Трамбо"), одинаково органична в образе чопорной француженки, сдержанной англичанки и надменной американки. И, словно утомившись от бесконечных "царственных" ролей, неожиданно решила принять участие в очередном "Форсаже". Сама она объясняла такое решение тем, что всегда мечтала на экране погонять на дорогой машине. Однако в итоге за руль ее, увы, так и не посадят.

Вместе со своей героиней в бесконечном детективном сериале "Главный подозреваемый" за многие годы ей удалось вырасти профессионально, набраться нового опыта и суметь это передать на экране, разочароваться в себе и очень вдумчиво, неторопливо постареть. А в американском полукомедийном "РЭДе", изначально принадлежащем к совершенно иному измерению, ей вполне удалась роль агента MI-6 в отставке, позволив держаться на некотором расстоянии от окружающего, попутно высвечивая в нем некоторые черты именно своим ненавязчивым природным антагонизмом одномерности вселенной комиксов.

Будучи театральной актрисой, Миррен несметное количество раз воплощала женские шекспировские образы и персонажи других произведений мировой драматургии, в том числе и русской. Ей были рады как в коллективе Королевской Шекспировской труппы, так и на подмостках различных лондонских театров и даже на Бродвее. В 1972 году она сыграла главную роль в экранизации "Фрекен Жюли", пьесы великого шведского писателя Августа Стринберга. После своего участия в 1976 году в "Гамлете" она снова погрузилась в пучину уже не выдуманной, а вполне летописной истории Дании в "Принце Ютландии" датского режиссера Габриэля Акселя в 1994-м.

А ведь начиналось все с работ разной степени провокационности - "Совершеннолетия" Майкла Пауэлла, "Дикого мессии" Кена Рассела, тяга к своего рода бунту присутствовала некоторыми пунктирными обозначениями и позже - в "Калигуле" Тинто Брасса, "Поваре, воре, его жене и ее любовнике" Питера Гринуэя. Теперь на очереди "Форсаж 8". Чтобы стать сценически неуязвимой, нужно было, по-видимому, действительно перестать воспринимать себя всерьез, чего так требуют от себя британцы и втайне пытаются найти в других. 

В фокусе