По итогам съезда принята резолюция, в которой определен ряд конкретных предложений по улучшению социально-экономической ситуации в регионе.
О ключевых вопросах сессии - поддержке предпринимателей и повышении инвестиционной привлекательности городов и сельских поселений в непростых экономических условиях - рассказал "РГ" глава Вологды Евгений Шулепов.
Евгений Борисович, вы не раз заявляли, что в Вологде кризиса нет. Во всей стране есть, а в Вологде - нет.
Евгений Шулепов: Я говорил и продолжу стоять на том, что у нас нет экономического кризиса. Он - в головах. Но нам сейчас катастрофически не хватает новых идей, своевременных административных решений и доступа к ресурсам, прежде всего - финансовым. Нам нужна экономика здравого смысла!
Например, вологодским застройщикам предстоит в этом году сдать 250 тысяч квадратных метров жилья. Это на 20 процентов больше уровня прошлого года. Казалось бы, скачок в развитии. Но это жилье начали строить еще в 2014 году. То есть, до спада покупательной способности.
Государство продлило программу поддержки ипотечного кредитования до конца 2016 года, и это дало промежуточный результат - люди стали снова инвестировать в недвижимость. Но у строительного бизнеса нет уверенности, что решение о субсидировании ипотеки будет принято и в 2017 году.
Это характерно для всех сфер экономики города?
Евгений Шулепов: Так или иначе - да. Оборот потребительского рынка в Вологде с января по май 2016 года составил 31 миллиард рублей. Это 97 процентов к показателям за аналогичный период прошлого года. Объем промышленного производства за полгода равняется 22,1 миллиарда рублей. Тоже практически стопроцентное соотношение с 2015 годом.
Какие шаги, на ваш взгляд, необходимы в нынешних условиях?
Евгений Шулепов: Главная задача - это поддержка спроса. Она решается еще с 2014 года. И этим в том числе занимается Совет по экономическому развитию города: власть, бизнес и общественность объединили свои усилия.
В первую очередь внимания требовали торговля и рост цен. После введения эмбарго Вологда пошла по пути импортозамещения. Доля местной продукции в супермаркетах выросла до 75 процентов, сейчас в некоторых сетях по ряду товаров она превышает 85-95 процентов. Для местных предприятий это - толчок к развитию, для вологжан - приобретение качественных и недорогих продуктов. Ту же возможность дают еженедельные ярмарки.
В производственной сфере, в частности машиностроении, главная проблема - потеря рынков сбыта. Но промышленники Вологды при поддержке областных и городских властей наладили сотрудничество с металлургами и химиками Череповца и поставляют им запчасти для оборудования, идет кооперация и внутри города.
Какие пути развития строительной отрасли вы видите?
Евгений Шулепов: Прежде всего это изменение законодательства. Речь о ряде законодательных инициатив, касающихся снижения ключевой ставки Центрального банка РФ и продления государственной программы субсидирования ипотечных кредитов. Замечательно, что мнение муниципалитетов было услышано. Программу продлили до конца года, ставку снизили до 10,5 процентов годовых.
Острый вопрос - поправки в 214-ФЗ о долевом строительстве многоквартирных домов. По мнению экспертов, новые требования к бизнесу привели бы к тому, что цены на жилье выросли бы вдвое, и никто не стал бы вкладывать в недвижимость, - строительная отрасль рухнула бы. Но голоса с мест услышаны, сейчас такой нормативный подход пересматривается.
Важно помочь сориентироваться в новой экономической ситуации и рядовым вологжанам. Так, возобновляется городской проект "Финансовая грамотность - ключ к модернизации экономики". К работе подключились вологодские банки. Они консультируют горожан по ведению семейного бюджета.
Сейчас уделяется большое внимание не только финансовой грамотности населения, но и повышению культуры ведения бизнеса. Зачем это делается?
Евгений Шулепов: Просчет рисков, грамотный маркетинг, опыт сотрудничества с иностранными партнерами - этого не хватает многим предпринимателям. И важно помочь им обрести эти знания.
В Вологде работает Центр содействия развитию предпринимательства и туризма, специалисты которого в год проводят больше тысячи лекций, семинаров и тренингов для представителей бизнеса.
Помогают предпринимателям и бизнес-миссии, они позволяют найти новые рынки сбыта, порой заграничные. В прошлом году объем экспорта составил около 10 миллиардов рублей. И есть все шансы удержать позиции в 2016 году. Например, в мае Вологодская кондитерская фабрика, местные производители иван-чая и льняной продукции представили свой потенциал на II Российско-китайском деловом форуме малого и среднего бизнеса в Сочи. В результате интерес к вологодским товарам проявили сразу несколько крупных китайских компаний, готовых покупать и продавать нашу продукцию.
Какая поддержка требуется бизнесу от властей?
Евгений Шулепов: Я не хочу называть это поддержкой, считаю, что власти должны создать комфортные условия для ведения бизнеса. Во-первых, нужно напитать реальную экономику оборотными средствами, снизить ставки по кредитам и увеличить сроки их предоставления. Нам возражают: так делать нельзя, будет рост инфляции! Но экономисты, имеющие опыт работы в реальном производстве, знают, что если деньги пойдут не на спекулятивный валютный рынок, а на конкретные проекты, то инфляции не будет, так как увеличится товарная масса!
Во-вторых, нужно обеспечить доступ малого и среднего бизнеса к местным ресурсам: земельным, лесным, водным. Например, сейчас сложилась ситуация, при которой малые компании практически лишены доступа к лесосеке. Весь лес отдан в аренду крупному бизнесу. Я считаю, что необходимо не менее четверти расчетной годовой лесосеки закрепить за местными предпринимателями. Аналогичная ситуация - с неразграниченными и необрабатываемыми землями сельхозназначения, карьерами, скважинами.
В-третьих, нужно создать такой налоговый режим, чтобы продавать сырье было невыгодно, а выгодно - выпускать готовую продукцию: не круглый лес, а бумагу.
В-четвертых, провести "налоговую амнистию" для бизнеса по долгам во все уровни бюджета, накопленным ранее 2005 года. Имеющаяся долговая нагрузка тормозит развитие предприятий, особенно на селе. Мера не приведет к потерям бюджета, так как по большей части эти долги являются безнадежными.
В-пятых, ввести систему стимулирования социально ответственного бизнеса. Сегодня он помогает решать многие городские задачи, и важно его поддерживать.
В-шестых, необходимо принимать более жесткие меры по борьбе с теневой экономикой.
Но у бизнеса возникает беспокой-ство, когда в его деятельность вмешиваются контролирующие органы. Как быть с этим?
Евгений Шулепов: Проверка проверке рознь. Если есть жалобы со стороны жителей, контроль необходим.
Может ли бизнес рассчитывать на финансовую поддержку со стороны бюджета?
Евгений Шулепов: Да, безусловно. В плане получения от муниципалитетов заказов. Ежегодно более миллиарда рублей направляется на решение городских задач: строительство детских садов, ремонт дорог. Главный источник пополнения городской казны - налог на доходы физических лиц. Сейчас у нас остается 15 процентов от собранных средств, а нужно как минимум 50. Тогда у нас ежегодно оставалось бы 3-4 миллиарда рублей, на которые можно полностью модернизировать инфраструктуру. Эти средства тоже пошли бы бизнесу.
В городе реализуется множество социальных проектов, некоторые из них уже вышли на региональный уровень, например проект "Забота". Как работает социальная сфера в районах области?
Евгений Шулепов: Уже 13 районов Вологодчины присоединилось к нашему проекту "Забота". Пенсионеры, ветераны, многодетные семьи получат возможность пользоваться скидками не только в магазинах областной столицы, но и у себя дома. Думаю, это хорошее подспорье для них.
Идей и предложений много. Например, думаю, нужно вернуть льготы на междугородный проезд на общественном транспорте для инвалидов и пенсионеров, обеспечить бесперебойную поставку лекарств льготным категориям жителей, освободить районные объекты социальной сферы от уплаты налога на имущество. Много вопросов в ЖКХ. Сегодня есть необходимость в усилении работы по газификации сельских поселений, сдерживании тарифов на коммунальные услуги в районах. Это серьезные вопросы, которые волнуют людей на местах, но решать их надо на самом высоком уровне.