Исследовать положения Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" на соответствие Конституции РФ попросил житель Рязани Валерий Карпекин. Поводом для его обращения стала семейная трагедия. Причем оказалось, что на государственном уровне такие ситуации никак не урегулированы. Скорее всего, законодатели просто не предусмотрели заранее, что такое вообще возможно - оба сына Валерия Карпекина выбрали делом жизни служение Отечеству и оба погибли при исполнении служебных обязанностей.
Младший Владимир был курсантом Саратовского юридического института МВД России и погиб в 2003 году. Родители получают за него пенсию по случаю потери кормильца в размере около 20 тысяч рублей каждому. В подобных случаях закон позволяет начислять гражданину две пенсии: к пенсии по старости или инвалидности, другим основаниям в дополнение начисляют пенсию по потере кормильца.
Однако через шесть лет после гибели младшего сына при исполнении служебных обязанностей погиб и старший Николай, лейтенант ФСБ. Однако в начислении пенсии за него супругам Карпекиным отказали, а в УМВД РФ по Рязанской области пояснили, что закон говорит лишь о праве на две выплаты.
- Смысл пенсии по потере кормильца говорит о том, что государство принимает на себя обязанность вместо умерших или погибших материально поддерживать членов его семьи, - указал на свое несогласие с данной нормой Валерий Карпекин. - Из смысла части первой статьи 39 Конституции РФ пенсия по случаю потери кормильца должна устанавливаться за потерю каждого кормильца. Иное понимание данной нормы приводит к тому, что, несмотря на число погибших детей, только один из них признается кормильцем.
На основании ранее вынесенных правовых позиций КС РФ дело Валерия Карпекина было рассмотрено без проведения публичных слушаний, решение вынесено в пользу заявителя. Судьи указали, что в действующем законодательстве "не были приняты во внимание ситуации, когда при исполнении обязанностей службы погибают двое или более детей одних родителей". Федеральному законодателю предписано внести изменения с тем, чтобы в подобных ситуациях "гарантировать родителям повышенный размер соответствующего пенсионного обеспечения".