28.07.2016 15:40
Воронеж

Как образование может спасти тяжелобольных детей

Как образование может спасти тяжелобольных детей
Текст:  Антон Валагин (Воронеж)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №166 (7034)
Руководитель проекта "УчимЗнаем" Сергей Шариков рассказал "Российской газете", как новые методики в преподавании помогают тяжелобольным детям не только не отстать от сверстников, но и бороться с недугом.
Читать на сайте RG.RU

Проект занимается организацией учебы в детских больницах. Пациенты самых тяжелых отделений: онкологии, кардиологии, сложной травматологии - проводят там месяцы, а порой и годы, безнадежно отставая по школьной программе от здоровых сверстников. Модное сейчас дистанционное обучение полноценного образования не дает.

- Дистант - большая иллюзия. Невозможно качественно учить без живого контакта ученика и педагога. А здесь еще и дети особенные, проходящие тяжелые курсы лечения. Как по скайпу неподготовленный учитель может понять, отчего ученику внезапно стало плохо на уроке? Или почему тот не помнит того, что вчера проходили? А просто ученику химиотерапию сделали, - рассказал Шариков. Сергей Витальевич сам победил рак - знает, о чем говорит.

Однако образование - лишь одна из сторон проекта, быть может, даже не самая главная. Важнее всего привязать маленького пациента к жизни, создать массу интересов и перспектив, накачать его не только лекарствами, но и оптимизмом, желанием бороться с болезнью. Чтобы жить. Для этого в "УчимЗнаем" придумывают разные штуки - например курсы пользователей Microsoft. Смертельно больные подростки получают не просто сертификат специалиста по офисному программному обеспечению - они получают профессию, перспективу на этом свете. Про перспективу света того и сами больные, и их родители знают слишком хорошо.

Вместе с педагогами пациенты создают и записывают литературно-музыкальные композиции: химиотерапия пагубно влияет на лицевую моторику и речевые навыки, их надо постоянно тренировать. Помогают в этом теле- и радиоведущие Екатерина Андреева, Михаил Куницын и Арина Шарапова. Вообще в проекте велика роль добровольцев и энтузиастов.

- Недавно показывали свои методики в Калининграде. Наши учителя с ходу, на голом месте, в рядовом отделении обыкновенной детской больницы создали образовательную ситуацию. Вот это я называю профессионализмом! - У самого Шарикова, когда он говорит о проекте, загораются глаза.

"УчимЗнаем" организовал две полноценные школы: в Российской детской клинической больнице и Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Заработал филиал проекта в Хабаровске, готовятся к запуску площадки в Калининграде и Красноярске. Работать педагоги "УчимЗнаем" могут везде - на то они и профессионалы, - но чаще всего приходится устраивать классы в игровых комнатах, которые имеются при каждом отделении, проводить занятия у больничной постели ребенка. Технический партнер проекта компания Samsung снабдила их планшетами, интерактивными досками и другими гаджетами, но, как и скайп, они не заменят мастерства педагога.

Работать педагоги "УчимЗнаем" могут везде - на то они и профессионалы

- Наша задача - создать супершколу. Для этого мало покрасить стены в яркие цвета и раздать детям планшеты. Надо, чтобы было живо, интересно, постоянно какая-то движуха происходила. Лучшей наградой проекту я считаю фразу подростка из Центра имени Дмитрия Рогачева. Он пришел в класс и сидит, хотя занятий нет. Спрашиваем, чего сидишь? "А здесь ждать интереснее", - отвечает он.
В Воронеже Шариков встречался с руководством регионального департамента образования и единомышленниками. При отделении онкогематологии областной детской больницы существует своя школа. С ее директором Людмилой Аверченко глава проекта обменялся опытом, а с чиновниками обсудил возможность создания филиала "УчимЗнаем".

- Нам никто не говорит "нет". Все говорят: как хорошо, как здорово! Но, когда доходит дело до оформления документов, выясняется, что больницы не имеют права заниматься образовательной деятельностью или еще что-нибудь. И тут все зависит от конкретного человека. Он может либо гонять нас до бесконечности за несуществующей бумажкой, либо махнуть рукой на регламент и воспользоваться здравым смыслом. Так, например, поступило правительство Москвы, когда встал вопрос: кто будет оплачивать обучение пациентов федеральных клиник. Они же в большинстве своем из регионов, и деньги на них заложены в региональные бюджеты. Столичные власти просто сказали: будем оплачивать - и все!

Проблем у проекта хватает: где-то непонимание со стороны врачей, которым школа якобы "мешает работать"; где-то приходится в ручном режиме добиваться, чтобы больничные оценки котировались наравне со школьными… Для устойчивой работы надо многое поменять в законодательстве. Но, помимо собственного энтузиазма, души сотрудников "УчимЗнаем" согревают слова пациентов и их родителей:

- С болезнью сына в нашу жизнь пришло большое горе. И большое счастье, потому что мы узнали, что бывают такие школы.

Воронеж Центральная Россия