02.08.2016 21:37
Экономика

Минтранс разработает пакет поправок для борьбы с "зайцами"

Почему в России не штрафуют безбилетников
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №170 (7038)
В России пока ни одного "зайца" из автобуса не привлекли к административной ответственности, хотя штрафы за безбилетный проезд и провоз багажа действуют уже несколько лет. Сумма небольшая: 100 рублей для взрослых и 50 рублей для детей.
Читать на сайте RG.RU

Дело в том, что по действующему закону штрафы с безбилетников могут брать только должностные лица. Но какие именно, не уточняется.

Сотрудники частной транспортной компании могут высадить "зайца" из автобуса, но для привлечения к ответственности у них не хватает полномочий. Нет и желания, отметил президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. Ведь деньги от штрафов должны идти в госбюджет (региональный или федеральный), но никак не в карман перевозчика.

На полицию и Ространснадзор, которые смотрят за соблюдением порядка и выполнением правил перевозок, эти полномочия тоже не распространяются.

В минтрансе намерены скорректировать федеральное законодательство, как именно - идут переговоры с регионами. Ведь именно им придется заниматься администрированием на местах. Там проблему понимают, но сейчас признают свою беспомощность: в Воронежской области, например, отказались от штрафов из-за сложности администрирования, в Липецкой области - из-за неэффективной правоприменительной практики. Перечислять можно и дальше.

В городах ЦФО начались протесты перевозчиков

В региональных бюджетах просто нет средств на содержание службы ревизоров, ловлю "зайцев" там считают второстепенным вопросом, уверены эксперты "Российской газеты" .

В первую очередь, считают в регионах, надо обеспечить транспортное сообщение в населенных пунктах. Это вопрос выживания всей транспортной системы, согласны эксперты.

Почему же получилось, что статья по административной ответственности существует, а административного органа, который бы работал по этой статье, нет? "Статью о штрафах, можно сказать, "копировали" из советского кодекса. Тогда перевозчики были только государственные (по сути, все были государственными служащими) и особо вопроса не возникало, кто будет штрафовать безбилетников. А штрафы, между прочим, выписывала контрольно-ревизионная служба транспортного предприятия", - говорит член Общественного совета минтранса Сергей Храпач.

Сейчас же подавляющее большинство перевозчиков - частные компании. В Москве и Московской области есть, конечно, государственные предприятия, которые занимаются перевозкой пассажиров, но их немного. Всего около 50 тысяч компаний имеют право на перевозку пассажиров в России по регулярным маршрутам, отметил Храпач.

Конечно, можно взять пример с железной дороги, где внесли изменения в Устав железнодорожного транспорта. Там появились статьи, которые позволяют перевести наказание "зайцев" из административной в гражданско-правовую плоскость. И теперь если пассажир едет без билета, то ему предложат либо покинуть электричку, либо купить билет прямо в вагоне, заплатив дополнительно за оформление билета.

Хотя в субъектах РФ есть и свои наработки. В Московской области, например, за появление на маршруте "зайцев" штрафуют самих перевозчиков. Чтобы этого не допустить, компании нанимают кассиров, ставят турникеты, а за процесс оплаты проезда делают ответственным водителя. Если "заяц" отказывается платить, то у водителя есть право не трогаться с места, в это время пассажиры начинают возмущаться и сами выгоняют безбилетника.

В ближайшее время минтранс выработает предложения по решению проблемы на территории всей страны.

Общественный транспорт Минтранс