Одна из авиакомпаний обратилась в Росавиацию и Генпрокуратуру с просьбой разобраться в ситуации.
Только с начала этого года более 30 таких инцидентов привели к достаточно серьезному повреждению самолетов, отметили в Росавиации. А число неприятных встреч железных и пернатых птиц, которые обошлись без серьезных последствий, приближается к трем сотням. За прошлый год в России произошло 328 таких столкновений, во всем мире - около 5 тысяч. Однако рядовым событием подобные инциденты так и не стали, с точки зрения безопасности пассажиров ситуация более чем серьезная, признают эксперты.
Наибольшее число инцидентов происходит на низких высотах во время взлета и посадки самолета. Опаснее всего попадание птиц в двигатель, крыло, фюзеляж и носовой обтекатель самолета. "Сертификационные требования к воздушным судам с точки зрения их способности сохранять целостность и работоспособность при попадании птиц серьезно усилены", - рассказывает Олег Пантелеев, исполнительный директор, агентство "Авиапорт". Так что, даже при выходе из строя двигателя, самолет может сесть.
Но если опасный инцидент произошел на взлете, пилоты возвращаются в аэропорт, технику ждет серьезное обследование и дорогостоящий ремонт, а пассажиров - многочасовая задержка рейса или ожидание запасного борта. Приятного мало.
Пока тяжелых авиапроисшествий, тем более с человеческими жертвами, по этой причине в России в последние годы не было. А вот случаев с поломкой самолетов достаточно. Одна из авиакомпаний обратилась в суд с иском к тюменскому аэропорту, чтобы взыскать миллион рублей убытков, понесенных по причине попадания птицы в турбину самолета на подлете к аэропорту.
За отсутствие птиц в зоне взлета и посадки самолета действительно отвечают операторы аэропортов. И способов, как отогнать пернатых от взлетно-посадочных полос, разработано много. "Есть пассивные и активные методы борьбы с птицами в аэропортах. Пассивные связаны с устранением благоприятных условий для гнездования и кормления птиц. К ним относится устранение свалок, которые привлекают птиц, выкашивание высокой травы на территории аэродромов, чтобы птицы не гнездились", - говорит Олег Пантелеев.
Кроме того, используются активные способы отпугнуть птиц от аэродрома. Например, акустические установки, которые имитируют тревожные крики птиц. В некоторых аэродромах есть хищные птицы, которые отбивают у пернатых охоту летать в этом месте, рассказал эксперт.
Аэропорт Внуково, к примеру, создал внештатную группу по отпугиванию птиц, запланировал приобретение дополнительного оборудования для контроля за хищными птицами и назначил специальную комиссию по эколого-орнитологическому обследованию аэродрома и приаэродромной территории. Так же поступили и в других воздушных гаванях, но это не помогает. В чем же причина?
Дело в том, что операторы аэропортов отвечают только за свою территорию, и не всегда могут контролировать ситуацию за ее пределами.
Росавиация сообщила о неблагоприятной ситуации в районе аэродрома Шереметьево. В нескольких километрах от воздушной гавани находится большая свалка бытовых отходов, которая и привлекает птиц. На ее близость аэропорт обращал внимание долгие годы, говорит Олег Пантелеев.
Сейчас Росавиацией направлено обращение в правоохранительные органы, чтобы ускорить ликвидацию полигона бытовых отходов в этом районе.
Впрочем, в Росавиации указывают и естественные причины, влияющие на статистику происшествий с участием птиц. "Рост числа авиационных инцидентов в России происходил на фоне увеличения интенсивности воздушного движения", - сообщили в ведомстве. Если в период с 2007 по 2010 годы в аэропортах обслуживалось около миллиона полетов в год, то в 2014-2015 годах их количество превысило 1,4 миллиона. То есть за эти годы налет гражданских воздушных судов вырос почти на треть.