"Зеленая экономика"
Во всем мире в настоящее время принципы сохранения экосистем, внедрения низкоуглеродного производства и подобные направления уже получили широкое распространение. Киргизия тоже вошла в число стран, взявших на себя обязательство бережно относиться к природе.
- Вопросы "зеленой экономики" актуальны для Киргизии, три четверти территории которой занимают горы, - отметил первый заместитель руководителя аппарата правительства Мурат Мукамбетов. - В силу географических и климатических условий наша республика особо уязвима в природном и антропогенном воздействии в свете глобальных изменений климата. Президент КР Алмазбек Атамбаев, выступая на конференции сторон Рамочной конвенции по изменению климата в Париже в декабре прошлого года, отметил, что страной проводится активная работа с целью интегрирования вопросов изменения климата в национальную стратегию по устойчивому развитию.
Согласно мнению экспертов, оценка природных богатств с экономической точки зрения позволит помочь выявить реальную ценность природы и сделать более очевидным вклад природного капитала в развитие страны. Однако в Киргизстане, как утверждает Мурат Мукамбетов, управлению этими ресурсами длительное время не уделялось должного внимания. Многие экосистемы обеднели так, что республика может попросту их потерять.
По словам советника премьер-министра КР Мурата Шаимкулова, в Киргизии уже запускается процесс внедрения эколого-экономического учета. Способствовала этому работа координационного комитета по адаптации, реализации и мониторингу целей устойчивого развития до 2030 года в КР. В стране практически разработан проект концепции перехода к "зеленой экономике".
- В Центральной Азии антропогенные воздействия на природу будут сильнее, чем в других частях света, - говорит Мурат Шаимкулов. - Поэтому предстоит найти решение ряда важных вопросов. По прогнозам Организации Объединенных Наций, к 2030 году население Киргизии составит 7 миллионов человек, в Китае будет проживать 1,5 миллиарда, в Узбекистане - 35, в Казахстане 20,8, в Таджикистане - 10 миллионов человек. Вопросы устойчивого развития станут главными в странах Центральной Азии. Возникает вопрос: как совместить решение экологических, социальных и экономических проблем?
Первая ласточка
По словам заместителя министра экономики КР Данияра Иманалиева, в Киргизии разрабатывается концепция по переходу к "зеленой экономике" и частного сектора.
- Для нашей страны является большим преимуществом, что мы вовлечены в процесс инициативы PAGE (партнерские действия, направленные на внедрение "зеленой экономики"). Мы уже начали работу по внедрению элементов "зеленой экономики" через частный сектор, разрабатываем концепцию, - сказал он.
Чиновник также отметил, что Киргизия определила для себя приоритетные направления: развитие низкоуглеродной энергетики и повышение энергоэффективности, развитие органического сельского хозяйства, энергоэффективное строительство, минимизация загрязнения окружающей среды от деятельности горнодобывающих компаний.
Начальник Управления статистики устойчивого развития и окружающей среды Национального статистического комитета КР Каныкей Орозбаева в свою очередь заявила, что эффективной оценкой "зеленой экономики" является система эколого-экономического учета (СЭЭУ). Целью этого первого международного статистического стандарта, разработанного ООН, является учет экологического фактора в национальных статистиках.
"Скрытые" богатства
- В сентябре 2015 года в ООН было принято постановление, согласно которому к 2030 году помимо оценки ВВП, который больше не может адекватно показать, насколько та или иная страна хорошо развивается, необходимо разработать другие показатели измерения прогресса в деле обеспечения устойчивого развития. Таким показателем был принят учет природного капитала. Лауреат Нобелевской премии в области экономики Стиглиц сказал, что "валовой внутренний продукт как ведущий экономический показатель устарел и вводит в заблуждение", и "это все равно, что оценивать компанию на основе денежного потока одного дня, не учитывая амортизацию активов и другие расходы". То есть речь идет не только о количественных показателях, но и о качественных, - объяснила Каныкей Орозбаева.
Валовый внутренний продукт, по словам специалиста, рассматривает лишь часть экономических показателей - доход, однако ничего не говорит об активах, которые лежат в его основе. Иными словами, если страна добывает полезные ископаемые, она не столько обогащается, сколько истощает свои недра.
- В структуре ВВП страны видно, что вклад сельского, лесного хозяйств и рыболовства составляет 14,7 процента или 59 миллиардов сомов, - поясняет Каныкей Орозбаева. - При этом доля, к примеру, лесного хозяйства мизерная - всего около 0,05 процента, или 0,3 миллиарда сомов. Мы провели подсчеты, и получилось, что на самом деле разница только в виде валового выпуска составляет практически миллиард сомов. А доля сектора в ВВП составила 1,24 процента - в 25 раз больше указанного в структуре. И при этом необходимо отметить, что мы не все смогли подсчитать - только то, на что нашли данные.
Она объяснила, что увеличение стало возможным посредством включения новых наименований товаров и услуг, которые ранее не учитывались, в частности вклад лесного хозяйства: сбор трав, грибов, орехов, лесоматериалов, использование пастбищ, расположенных в лесных зонах.
Справка "РГ"
Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) определяют как "зеленую экономику", которая приводит к повышению благосостояния людей и укреплению социальной справедливости при одновременном существенном снижении рисков для окружающей среды и дефицита природных ресурсов.