Нынешнее лето обернулось для ямальцев серьезными испытаниями. Аномальная для Крайнего Севера погода - термометр в июне и июле нередко показывал плюс 38 градусов - спровоцировала сразу две беды: лесные пожары и чрезвычайную ситуацию по сибирской язве. К пожарам власти, вооруженные прогнозами синоптиков, были готовы, а вот забытая за долгие десятилетия сибирская язва стала настоящим форс-мажором. Тем не менее по состоянию на сегодняшний день очаг инфекции почти полностью ликвидирован. "Почти" удастся заменить на "полностью" к началу сентября, когда специалисты все проверят и перепроверят и убедятся, что все точки поражения этой, казалось бы, давно исчезнувшей болезни окончательно ликвидированы.
Последняя вспышка падежа оленей из-за сибирской язвы наблюдалась на Ямале 75 лет назад, в 1941 году. Исследования, в том числе и ученых из Научно-исследовательского института микробиологии минобороны, свидетельствуют, что в Сибири и северных районах страны природные источники сибирской язвы существуют, но их опасность исключили еще в 1960-х годах, вакцинирование животных перестало быть обязательным. Официальной версии о причинах заражения от Роспотребнадзора РФ и других компетентных органов не будет до завершения расследований. Пока фигурирует такая: экстремально высокая для арктического региона температура могла "разбудить" споры сибирской язвы. Трупы инфицированных пусть даже сто лет назад животных, законсервированные в вечной мерзлоте, из-за ее таяния оказываются ближе к поверхности. И нет надежных подтверждений, что умерших от сибирской язвы оленей кочевники тогда сжигали по всем правилам. Скорее можно предположить, что их вовсе не сжигали.
25 июля на территории Ямальского района был объявлен карантин. В результате вспышки болезни полегло более двух тысяч оленей. Людей срочно выводили и вывозили из очага инфекции, и они попадали под строгое наблюдение врачей. Всем начали проводить курс профилактической химиотерапии. В сохранившемся стаде оленей и на соседних территориях началась массовая вакцинация от сибирской язвы животных и людей из группы риска - кочевников. При этом многих кочевников приходилось уговаривать делать прививки, объяснять, что они безвредны и очень нужны.
В первые же дни в помощь ямальским специалистам в регион прибыли специальные подразделения биохимической защиты минобороны и МЧС России. Приехали министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, главный санитарный врач РФ Анна Попова. Оперативный штаб работает и внутри очага, и в окружном центре. Непосредственно в зоне карантина оперативную работу всех служб и ведомств координирует губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
В десятках и сотнях километров от населенных пунктов в Ямальском районе силами спасателей началось возведение санпропускников и палаточных городков для временного размещения здорового населения тундры, выселенного из опасной зоны. Из регионального бюджета выделено 90 миллионов рублей на обустройство 100 новых чумов взамен оставленных в очаге для санобработки и ликвидации. Несмотря на то что падеж оленей в Ямальском районе остановлен, массовая вакцинация животных проводится в соседнем Тазовском районе, потом она начнется в Приуралье. Создается так называемая буферная зона безопасности. На сегодняшний день привиты и проверены более 90 тыс. голов оленей в зоне карантина и на сопредельных территориях. Вакцинацией животных в зоне ЧС заняты 46 ветеринарных специалистов. На Ямале уже объявили, что вакцинация самого крупного в мире стада северного оленя (примерно 700 тысяч голов) от сибирской язвы будет теперь обязательной и ежегодной - в дополнение ко всем прочим прививкам.
Из Салехардской окружной больницы спустя 12 дней с начала карантина начинают поступать хорошие новости. Ни одного нового больного нет. Первые 27 человек переправлены домой - диагноз у них не подтвердился. 12 здоровых пациентов также с неподтвержденным диагнозом ждут выписки в реабилитационном стационаре, 57 человек находятся под наблюдением в инфекционном отделении, получают профилактическое лечение. У 23 из них обследование показало сибирскую язву. К сожалению, летального исхода избежать не удалось: 1 августа скончался 12-летний ребенок. Вместе с семьей он употреблял мясо и кровь оленя - традиционные в пище тундровиков.
Среди жителей арктического региона ведется кропотливая разъяснительная работа, и панических настроений удается избегать.
- Все, кто покидает этот очаг, находятся не только под постоянным контролем, но и на постоянном профилактическом лечении, - говорит министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. - От людей инфекция не передается. Описаны отдельные - эксклюзивные случаи соприкосновения (рана к ране) и так далее, то есть передача через кровь. Для того чтобы заболевание передавалось, нужен носитель, необходим непосредственный контакт с больным животным, с плохо обработанным мясом или жидкими средами носителя. Все это остановлено. Поставлен барьер. Поэтому опасности нет.
Вероника Скворцова подтвердила, что употребление в пищу мяса привитых здоровых оленей безопасно. Привитые олени не заболеют, даже если случится контакт с больной особью.
Спустя две недели с начала операции по ликвидации последствий вспышки инфекции в очаге было уничтожено около 1300 трупов животных. Через санпропускники в тундре на чистые пастбища уже перешли более 100 кочевников и многотысячные стада здоровых оленей. Люди из пунктов временного размещения в райцентре Яр-Сале и из Салехардской больницы продолжают возвращаться к традиционному образу жизни.
На полное устранение причин карантина отводится чуть более двух недель. Но впереди еще большая работа.
- Эффективная ликвидация последствий падежа оленей в тундре, в самом центре Арктики на обширной территории - это масштабная и исключительно ответственная операция, - говорит губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. - Нам предстоит сделать то, чего в мире, наверное, еще никто никогда не делал: устранить каждую тушу павшего оленя, провести полную дезинфекцию земель.