Чтобы удовлетворить спрос, принято решение добавить в список субсидируемых маршрутов еще 19 направлений. Параллельно начался поиск коммерческих спонсоров, которые могли бы софинансировать льготные перелеты наравне с бюджетом.
Из направлений, связывающих дальние регионы с европейской частью России, самый массовый - Дальний Восток. По этому маршруту с 1 апреля было перевезено 238 тысяч пассажиров. Еще 66 тысяч человек воспользовались льготным тарифом при перелетах из Приволжского федерального округа. Чуть меньше - 60 тысяч человек - слетали по сниженным ценам из Москвы и Санкт-Петербурга в Калининград. На юг России в Симферополь улетели 32 тысячи человек. Всего на этих четырех направлениях государство готово субсидировать 170 маршрутов.
Через неделю планируется подвести промежуточные результаты пятой федеральной программы, по которой субсидируются региональные воздушные перелеты внутри и между регионами. К 1 июля объем перевозок по ней уже превысил 208 тысяч человек.
Если говорить о 19 новых направлениях, которые планируется субсидировать из федерального бюджета, то на их поддержку правительство выделило субсидии в размере 200 миллионов рублей. В число труднодоступных мест, перевозки в которые субсидируются в первоочередном порядке, включены четыре населенных пункта Сибирского округа: Краснокаменск, Нижнеангарск, Таксимо, Чара, и двенадцать - на территории Дальневосточного округа: Дальнегорск, Дальнереченск, Зея, Кавалерово, Ноглики, Пластун, Самарга, Северо-Курильск, Сусуман, Терней, Тында, Шахтерск.
Дополнительную перевозку туристов планируется обеспечить в Санкт-Петербург, регион Кавказских Минеральных Вод, Республику Алтай. Эти направления включены в список по итогам работы с туристическими агентствами и авиаперевозчиками. Они помогут нарастить объем внутреннего туризма.
Воспользоваться субсидируемыми тарифами, напомним, могут не все пассажиры. Купить льготный билет с Дальнего Востока в европейскую часть России могут граждане в возрасте до 23 лет, женщины и мужчины пенсионного возраста, инвалиды I группы любого возраста и сопровождающие их лица. Также действуют льготы на перевозку детей. При покупке билетов в Симферополь к тем же группам населения добавляются инвалиды с детства II или III групп.
"Не все программы имеют ограничения", - отмечает Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства "Авиапорт". Из двух столиц в Калининград билет по льготному тарифу может купить любой россиянин. Также строгие правила часто отсутствуют на внутрирегиональных перевозках, чтобы обеспечить всем жителям доступ к крупным городам. Авиакомпаниям это выгодно, так как помогает нарастить объем авиаперевозок. "Часто вместе с людьми, которые приобретают билет по льготной цене, в дорогу отправляются их родственники и друзья, которые оплачивают полную стоимость билета", - поясняет Олег Пантелеев.
Стандартной считается схема субсидирования, при которой пассажир получает скидку в размере половины стоимости билета, но может быть и меньше.
В целом для пассажира не так важен принцип расчета скидки на билет, главное, чтобы финальные цифры радовали глаз. Например, билет на рейс Благовещенск - Москва в свободной продаже стоит около 11 тысяч рублей, льготный тариф - 6,4 тысячи рублей. Владивосток - Москва - около 12 тысяч рублей. С субсидией билет обойдется в 7,4 тысячи рублей.
Чтобы льготных билетов стало больше, государство планирует привлечь новые источники финансирования перелетов из удаленных регионов и труднодоступных населенных пунктов. Ради этого в 2016 году даже изменилась схема субсидирования билетов. Среди заинтересованных в перевозках лиц могут быть операторы аэропортов. За счет увеличения пассажиропотока и числа обслуживаемых воздушных судов они могут нарастить свою прибыть. Также софинансировать воздушные перевозки могут промышленные предприятия, которым требуется доставить сотрудников к месту работы или отправить их на отдых.