От судьбы не уйдешь
Больше месяца в "Летнем университете" под Калугой занимались сто новичков и 40 "второгодников" - слушали лекции педагогов "Вышки" и директоров элитных школ, открывали в себе лидерские качества, вели пробные уроки, пели под гитару… С 1 сентября они ринутся в бой, а учиться продолжат дистанционно.
У большинства этих ребят нет "корочек" педвузов, но есть опыт работы с детьми. Марина Кудасова из Калининграда как волонтер сталкивалась с российскими сиротами, юными наркоманами из Польши и беспризорниками из Индии, трудилась в региональном Агентстве по делам молодежи. С прошлого года преподает английский в обычной школе № 30 "неблагополучного" района Воронежа. Ее коллега, биолог Александр Копыцин, подрабатывал репетитором:
- После 11 класса у меня и мысли не возникало о том, чтобы стать учителем! Педагоги-то были хорошие, а вот отношения в классе ужасные. Когда я уже был аспирантом ВГУ, жена увидела объявление о наборе в программу. Я решил попробовать.
С вузовской кафедры пришла и учительница химии Евгения Златоустовская:
- По образованию я инженер-полимерщик, но поняла, что мечтаю учить детей, и целенаправленно прошла переподготовку. А потом поступила на эту программу. Педагогические тонкости постигаем в основном на практике, по Интернету с такими же новичками обсуждаем проблемы: как удержать внимание ребят после каникул, как разрешать конфликты, что делать, когда ученик с особенностями… Не скрою, работать сложно. Пару месяцев у меня не было выходных, да и вообще дети много сил отнимают. Но на то и лето, чтобы восстановиться.
В ту же СОШ приняли Марию Зайченко из Самары (специалист-международник, преподает английский) и историка Ярослава Михалева из Томска. А их товарищи отправились в Бутурлиновку - в четырех часах езды от Воронежа стоит суперсовременная новая школа, с типографией и 3D-принтерами, но дефицитом кадров. Теперь там преподают две петербурженки, москвич и выпускница воронежского журфака.
Всех предупреждали: работать придется в "сложном социальном контексте".
В деревню, в глушь, в Воронеж
Школа № 30 находится в микрорайоне ВАИ, названном в честь авиационного института, которого тут никогда не было. Пассажиры поездов, выйдя на станции Придача, видят глухие заборы промзон и думают, что оказались за городом. Но за железной дорогой живут тысячи людей - месят песок по обочинам "направлений" и с наступлением темноты стараются из дома не выходить.
- Я ожидала даже худшего. В Самаре одно время работала в таком же районе "Металлург", добилась, чтобы офис перенесли в центр… и уволилась, чтобы попасть в "сложный контекст" учителем, - улыбается Мария Зайченко. - Мне кажется, у многих моих знакомых не сложилась жизнь потому, что они не видели хорошего примера - ни дома, ни в школе. Надо разорвать этот порочный круг. Да, "на Ваях" все серое, депрессивное, дороги ужасные, школа обшарпанная… С другой стороны, кто ищет - найдет. Я написала заявку на благотворительность в крупную организацию, и нам отремонтировали кабинет английского. А по детям в моих классах и не скажешь, что кто-то из неблагополучной семьи.
Не видит особых проблем и Александр Копыцин - он родом из Боброва, где всего 20 тысяч жителей, и прекрасно понимает своих учеников:
- У них просто не очень много вариантов, где себя реализовать. Мало кто нацелен на вуз. Моя задача - показать, где им эти знания по биологии могут пригодиться. Вовлекаю ребят в исследования: не ради научных результатов - а ради интереса. Ну и в культурной жизни школы стараюсь участвовать. Я же всегда увлекался музыкой, в студенчестве проводил корпоративы и свадьбы. Теперь вот с детьми ставлю номера на праздники.
С новой "химичкой" школьники с "Ваев" стали ездить на турниры, побывали в Москве. Вошли во вкус.
- Это такой драйв, когда после турнира для типовой задачи вдруг с задней парты предлагают нетривиальное решение! - радуется Евгения Златоустовская. - Наши коллеги по программе пробуют разные методики - кто-то в игровой форме все объясняет, кто-то контрольные не проводит. Директора не возражают, они же сами в этот эксперимент ввязались. Да и родители к нам относятся без подозрений. Знаете, в самом начале я обзвонила семьи учеников, представилась. И одна мама сказала, что за девять лет обучения ее ребенка это был первый звонок из школы от кого-то кроме классной руководительницы. Да еще и не связанный с плохими отметками.
Сторонние наблюдатели (особенно педагоги) смотрят на программу с осторожностью. Мол, творчество творчеством, но какими будут оценки на ОГЭ и ЕГЭ? Заметим, что новичкам по возможности дают пятые-девятые классы. Но иногда выбора нет - к "Учителю для России" прибегают школы, где вакансии не заполнялись годами. В Воронежской области особенно остра проблема с педагогами по информатике, техническому творчеству и инязу.
- Мы хотим контролировать, какое качество образования дают наши воспитанники. Но загвоздка в том, что российская школа давно практикует подделку результатов: успеваемость должна расти, от этого зависит доход учителя и рейтинг учреждения. И вот нам передают класс, где по бумагам почти все отличники. Новый педагог проводит срезовую контрольную, видит нулевые знания. И его либо уговаривают исказить отчетность, либо обвиняют в том, что дети распоясались, - констатировал координатор программы Иван Ниненко.
У Марии Зайченко пятиклашки уже сдавали экзамен - таков федеральный стандарт.
- Я сама дико переживала! - признается девушка. - Результаты нормальные, а главное - эти малыши не боятся говорить на английском! Они очень активно ходили на внеурочные курсы - три часа в неделю мы песни пели, фильмы смотрели, клипы снимали… Моя коллега соединила с английским изучение естественных наук, я дала кусочек страноведения. Дети хотели играть на каждом уроке, но тут я включала административный ресурс… Родители учеников в курсе, что у меня нет педагогического образования. Но их не это волнует, понимаете? В одном классе из 20 с небольшим человек ко мне в группу на будущий год записались 19. Я стала убеждать родителей, что вторая учительница более опытная, грамотная! А мне в ответ: "Она кричала на моего ребенка".
В мае Мария попросила детей сформулировать главное впечатление от прошедшего учебного года. Многие отметили "уважение учителя ко мне".
- Ребенок должен иметь свое мнение, но и свою долю ответственности. Поначалу мне было страшно влепить двойку или голос повысить. За год стала строже, но все равно стараюсь задавать объективные рамки, а не указывать: "Я так хочу!" Учителей, которым легко рявкнуть "сядь, я сказала!", тоже можно понять. Для меня каждый класс уникален, а они уже их столько выпустили… Но я пока держусь. Пытаюсь стресс снимать вне школы, на йогу хожу, делаю упражнения, чтобы управлять вниманием и не срываться на детях.
А дальше как получится
В Самаре у Марии была зарплата куда выше, чем сейчас. Коллеги по школе, узнав об этом, недоумевали. Еще больше удивления вызывает преподаватель истории и обществознания Ярослав Михалев, который переехал в Воронеж вместе с семьей и малышом. Раньше трудился в сфере допобразования, социально-реабилитационном центре и комиссии по делам несовершеннолетних. В 2011-м возглавил сельскую школу. На год.
- Почему ушел? Для эффективного результата субъект и объект управления должны соответствовать друг другу. В моей работе директором такого не было, поэтому, пройдя полный цикл от сдачи школы к 1 сентября до ЕГЭ, я решил получить опыт реализации крупного проекта. Отучился в Томске по программе переподготовки управленческих кадров, поработал в обладминистрации, - рассказал Михалев. - Когда стал все чаще задумываться о том, чтобы пойти преподавать, узнал об "Учителе для России" и полетел в Москву на отборочный тур. Увидел команду, с которой интересно делать большое дело.
Переселение в Воронеж стало прыжком в неизвестность - "выходом из зоны комфорта", как модно выражаться. Особых ожиданий он не строил. Разочарований не было. Но что дальше? Через год закончится обучение, придется попрощаться со стипендией и субсидией на оплату жилья. И думать, как кормить семью. Впрочем, Ярослав уже думает:
- Если оставаться в той же школе, можно совмещать учительскую нагрузку с административной, с репетиторством. Кто-то планирует перейти в смежные области образования. Один из моих вариантов - возвращение в Томскую область. Учитывая наличие нефтяников и газовиков, а также статус "северных" территорий, учительская зарплата там выше, чем в Воронежской.
Иван Ниненко, координатор программы "Учитель для России":
- Не секрет, что запрос на высококачественное и интересное образование сегодня удовлетворяют в основном элитные, нередко частные, школы. А в обычных все меряют баллами ЕГЭ. Мы хотим привлечь в массовую школу энергичных и творческих выпускников ведущих вузов. Но скоро стать учителями смогут только люди с педагогическим образованием либо после двухлетней переподготовки. У нас ее оплачивают спонсоры. До 2020 года "Учитель для России" должен охватить тысячу участников и 200 школ в шести регионах.
Из ВШЭ регулярно "спускают" идеи по реформированию образования, которые не были апробированы в провинции. Мы хотим дать школе импульс "снизу". Возможно, многие из наших подопечных через два года уйдут в свободное плавание. Но мы рассчитываем, что они не покинут сферу образования. За рубежом 70 процентов участников аналогичных проектов остается в профессии.
Михаил Артемов, выпускник физфака ВГУ:
- На пятом курсе я хотел пойти работать в школу. Мне обещали зарплату 12 тысяч и очень большую нагрузку, вдобавок предупредили, что нельзя будет смотреть на девочек (иначе жалобы пойдут)… Короче, я испугался и ушел. Стал репетитором. Я бы хотел развиваться как педагог. Но работать в обычной школе пока не готов.
Справка "РГ"
"Учитель для России" - программа государственно-частного партнерства, привлекающая в школы молодых специалистов. На "входе" выпускники ведущих вузов страны проходят собеседование с методистами по тем предметам, которые собираются преподавать. Например, дипломированный политолог может стать учителем истории или географии, если докажет, что знает ее досконально. Летом ребята проходят интенсивную подготовку, затем по распределению отправляются в школы, но регулярно ездят на сессии в столицу. На время учебы им дают полную ставку - 18 часов в неделю - и базовую зарплату (в Воронежской области это 9-16 тысяч рублей), выплачивают стипендию (20 тысяч в месяц), компенсируют расходы на переезд, съем жилья и общественный транспорт (до 15 тысяч). Через два года выдают диплом Высшей школы экономики.
В грядущем учебном году в программу войдет 45 школ Воронежской, Калужской, Московской и Тамбовской областей. Осенью стартует прием заявок на сезон 2017/2018. Подробности на сайте http://choosetoteach.ru.