Два года назад "Шевроле" Светланы заглох, недалеко отъехав от заправки. Когда машину дотащили до мастерской, механики, послушав чихающий двигатель, рекомендовали "лечение" - заменить датчик уровня топлива и топливный насос. Мастера огласили "первичный диагноз": скорее всего, проблемы вызваны плохим топливом, - и настоятельно рекомендовали взять пробы бензина, чтобы передать экспертам для исследования.
Датчик с насосом обошлись Светлане почти в 50 тысяч рублей. Еще в 14 тысяч - услуги мастерской и центра экспертизы. В испытательном центре установили, что в проданном на АЗС бензине содержится вода: топливо просто разбавили. По требованиям регламента наличие воды недопустимо.
- Даже дети знают, что вода не смешивается с бензином, - рассказывает химик-аналитик Илья Панюшев. - Необработанная вода содержит соли. При нагревании в двигателе они выпадают в осадок и превращаются в прочный абразив, который раздирает поршневую группу, форсунки, засоряет топливную систему. Представьте, что делается в давно не чищенном кухонном чайнике, - вряд ли вы хотите увидеть такие "красоты" на цилиндрах двигателя.
Автовладелица, собрав все документы, обратилась с претензией к продавцу нефтепродуктов. После долгой переписки ее требования удовлетворили частично. Компания заплатила только 14 561 рубль - стоимость бензина плюс услуги автомехаников и экспертов.
Светлана обратилась в суд с иском о нарушении прав потребителя. Представитель ответчика пытался доказать, что компания не виновата и топливный датчик никак не мог пострадать из-за некачественного топлива. Однако привлеченные судом эксперты доказали, что плохой бензин и коррозия датчика взаимосвязаны.
Как сообщает пресс-служба суда Свердловской области, суд удовлетворил требования потребителя и обязал компанию оплатить стоимость испорченных деталей (48 662 рубля), возместить почтовые расходы по отправке претензии (101 рубль) и назначил штраф за нарушение прав - 24 тысячи рублей. Таким образом разбавленный бензин обошелся компании в 87 тысяч.
В испытательном центре, где работает единственная в регионе независимая лаборатория контроля ГСМ, отмечают, что с каждым годом образцов топлива для испытаний поступает все больше. Итоги проверок удручают: по данным Росстандарта УрФО, в Свердловской и Курганской областях доля некачественного топлива на АЗС - 32 процента; в Челябинской и Тюменской областях - 43 процента.
- Проблема продажи некачественного топлива кроется в отсутствии контроля логистической цепочки, - подчеркивает гендиректор испытательной организации Геннадий Шахалевич. - Качественное топливо завода-изготовителя на пути следования к потребителю проходит множество перевалочных пунктов, где возникают возможности для разного рода махинаций.
Новость о судебной победе Светланы автовладельцы встретили с большим энтузиазмом и поделились собственным опытом, во-первых, "чеки с АЗС надо сохранять всегда", а во-вторых, неплохо бы периодически заливать в бензобак присадку, которая выводит конденсат.