Поезда специального назначения будут привлечены к отработке задач по охране и обороне от диверсионных групп условного противника железнодорожных мостов, а также путей сообщения. Кроме того, военные железнодорожники будут тренироваться в восстановлении разрушенных противником участков железных дорог и мостов.
Напомним, что четыре бронепоезда Министерства обороны России "Байкал", "Терек", "Амур" и "Дон" хорошо зарекомендовали себя во время контртеррористической операции в Чечне, когда требовалось сопровождение воинских эшелонов с различными грузами и личным составов, чтоб избежать их подрыва боевиками. Специальные поезда применялись для прикрытия саперов, которые разминировали железнодорожные пути. Кроме того, они участвовали в охране важных железнодорожных объектов.
Каждый бронесостав несет по две зенитные установки ЗУ-23-2, которые располагаются в передней и задней частях платформы. С фронтальной стороны спаренные зенитные установки прикрываются наклонными стальными листами, защищающих расчеты от поражения стрелковым оружием. В середине платформы располагается укрытие для личного состава, который может наблюдать оттуда за местностью и вести через амбразуры бой из личного оружия. В военное время оснащение специальных поездов может дополняться установленными на платформах танками Т-62 и боевыми машинами пехоты БМП-2.
В состав бронепоезда также обязательно входит крытый вагон с оборудованными амбразурами для ведения огня из стрелкового оружия и пулеметов и разного рода башенками на крыше для автоматических гранатометов и крупнокалиберных пулеметов. А также вагон с запасными частями для ремонта пути и плацкартные вагоны для отдыха личного состава.
Кроме бронепоездов российские военные располагают единственным в России так называемым "тыловым" поездом. Уникальный железнодорожный состав предназначен для восполнения запасов продовольствия и вещевого имущества. "Тыловой" поезд обеспечивает все санитарно-бытовые потребности войск: осуществляет банно-прачечное обслуживание личного состава, включая стирку, сушку, глажку, ремонт постельного и нательного белья, помывку военнослужащих, а при необходимости и их дезинфекцию.
Вагоны поезда небронированные, поэтому он не предназначен для ведения боевых действий. В поезде материально-технического обслуживания размещается вспомогательный пункт управления, обеспеченный всеми видами связи, в том числе телеграфной. Поезд МТО имеет электрогенератор мощностью два мегаватта, сравнимой с мощностью небольшого завода.
Постоянный состав поезда укомплектован исключительно военнослужащими по контракту - около 30 человек, но при необходимости штат может быть увеличен. Последний раз "тыловой" поезд из Костромы был задействован в стратегическом командно-штабном учении "Центр-2015".