Сейчас правила записи к врачу нарушает примерно каждый десятый: во всяком случае, по экспертным оценкам, 12% записавшихся на прием до врача так и не доходят, при этом часть из них отменить запись забывает или не считает нужным.
Причины самые разные. Часто мы пытаемся попасть к врачу немедленно, но записаться удается только через несколько дней, а к тому времени либо "само проходит", либо, если не проходит, человек подключает иные способы лечения. Например, идет в платную клинику. Пожилые люди забывчивы, к тому же из-за "букета" болячек наблюдаются у нескольких специалистов, а потому могут просто запутаться. Сложно выдержать график при предварительной записи работающим людям. А молодежь безалаберна по жизни. Во всяком случае, врачам в Великобритании, где в системе государственной медицины менеджмент бьется над решением точно таких же проблем, врачам рекомендуют постоянно объяснять молодым пациентам важность быть обязательными.
Четкая электронная запись по времени удобна и медучреждениям, и пациентам - первые получают возможность эффективно организовать прием, имея представление о нагрузке врачей, лучше планировать их работу. Пациенты же экономят время и на самой записи - не надо идти в поликлинику или дозваниваться по телефону - и наконец-то получили возможность избавиться от сидения в "живых" очередях. Но важно понимать: этот "конвейер" работает как часы, если пунктуальны обе стороны. Поликлиника, например, не снимает врача с приема, чтобы отправить его на вызовы. А пациенты, если не могут прийти по записи, не забывают ее отменить.
Мы же, привычно сетуя на нехватку специалистов и сложности с тем, чтобы попасть на прием побыстрее, выполнять свою часть обязательств забываем. Но это не только создает неразбериху и напряжение в очереди, но и сказывается на финансировании медучреждения. В той же Великобритании подсчитали: когда количество "прогульщиков" в одном из госпиталей удалось сократить с 8% до 5,5%, годовая экономия составила более 500 тыс. фунтов.
Электронная запись к врачу стала вводиться с 2012 года, и сейчас в регионах ею пользуются от 30 до 60% пациентов и больше. В первое время нам давали возможность освоиться, но сейчас специалисты спорят, как заставить пациентов быть аккуратнее. В Москве людей предупреждают: два пропущенных визита - и человека на месяц отлучат от возможности записаться через Интернет. Придется или звонить, или идти в поликлинику. Правда, в пресс-службе ЕМИАС наличие такой практики опровергают: «РГ» сообщили, что в масштабе города никаких санкций в адрес прогульщиков не применяется, поскольку злостных нарушителей не более 1%.
Эту же практику планируют в Санкт-Петербурге. В Калининграде обещают ограничить любителей записываться к одному доктору на несколько дат, чтобы позже выбрать удобное время. А в Пензе всерьез предложили "включить" денежные штрафы для пациентов-"прогульщиков".
"Черный список" решено все-таки пока не вводить, - сообщил "РГ" заместитель руководителя департамента информационных технологий ЕМИАС Владимир Макаров. - Доля злостных прогульщиков мала, большинство пропускают время записи по забывчивости. Но кое-какие ограничения при электронной записи в Москве все же ввели: записаться к врачу одной специальности можно только на одно время, одну дату. Несколько визитов не бронируют. Это не санкция, а превентивная мера, "антиспам".
"Если человек не может попасть на прием, конечно, он должен известить медучреждение, - сказал "РГ" директор фонда "Здоровье" Эдуард Гаврилов. - Идеально, когда напоминание о записи в виде СМС сопровождается предложением ее отменить, послав какой- то знак или комбинацию на короткий телефонный номер, например. Для пациента это должно быть бесплатно. Наказывать ограничением доступа к медпомощи неправильно. У нас и так к врачам попасть сложно. Кстати, кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда врач заболел, а пациентов известить об отмене приема забыли? Или человек пришёл по записи, а ему говорят: "живая очередь"? Если речь идет о низкой нагрузке врачей из-за 12% " холостой" записи, то нужно просто предусмотреть возможность резервирования времени на 10-12% больше, чем сейчас".
"Штрафовать, конечно же, нельзя, - согласен директор НИИ организации здравоохранения и медменеджмента Давид Мелик-Гусейнов. - Не будем забывать, что государство гарантирует оказание бесплатной медпомощи, поэтому введение таких мер-это нарушение Конституции. Уверен, что большинство нарушений - это элементарная забывчивость. Что можно сделать? Думаю, только разъяснять людям их права и обязанности. Самый надежный способ - оповещать, напоминать человеку, что у него назначен прием. Технически это вполне осуществимо. С точки зрения затрат, думаю, во-первых, можно договориться с телефонными компаниями о социальной программе. Думаю, так мы сможем избежать до 90% таких "прогулов" .
К слову, в Великобритании, где изучали разные способы воздействия на пациентов, тоже решили: лучше всего напомнить СМС, звонком или по скайпу. Впрочем, исследователи сетовали, что при визитах к частным врачам, когда приходится платить, пациенты куда менее забывчивы.