Поводом для проверки послужили материалы областного управления ФСБ. Как выяснилось, компания оформила соглашение с учрежденным воронежскими властями АО "Единая процессинг-сервисная система ЖКХ" (ЕПСС) таким образом, что платежи граждан за водоснабжение и водоотведение поступали на расчетный счет ЕПСС, а не самого поставщика ресурсов. В антимонопольном ведомстве сочли это ограничением конкуренции:
- Согласно нормам закона, ООО "РВК-Воронеж" обязано принимать от собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах плату за коммунальные услуги самостоятельно либо через третьих лиц, являющихся платежными агентами или банковскими платежными агентами. ЕПСС таковым не является, однако принимает деньги от своего имени. В результате у людей появляются искусственные обязательства перед расчетным центром. "РВК-Воронеж" фактически допустило к выполнению своих функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц.
УФАС наложило на водоканальщиков административный штраф - 39,4 миллиона рублей для компании и 20 тысяч для ее директора. Это минимально возможное взыскание, размер штрафа был определен исходя из выручки нарушителя за 2015 год.
Между тем спор с "РВК-Воронеж" стал очередным витком разбирательства между антимонопольным органом и ЕПСС. Претензии к схеме платежей через единый центр возникли прошлой весной (тоже после сигнала из Федеральной службы безопасности). Сначала раздалась критика в адрес 16 крупных управляющих компаний, которые передали ЕПСС свои функции по приему денег у населения. Затем внимание контролеров привлекло муниципальное предприятие "Воронежтеплосеть" - у него тоже обнаружился "неправильный" договор с биллинговым центром.
- ЕПСС ничего не должна собственникам жилья, не оказывает им услуг - и в то же время люди перечисляют средства на его расчетный счет. Хотя компания имеет и другой счет - специальный: он, в отличие от расчетного, не позволяет использовать деньги не по назначению, - пояснил ранее "РГ" руководитель воронежского антимонопольного управления Владимир Рохмистров. - Когда этот субъект рынка только появился, все думали, что он будет работать как печатная машинка. А ЕПСС поставила на квитанции свой штрихкод, и по нему вам не удастся заплатить в банке отдельно водоканалу, энергетикам и так далее. Об этом меня спрашивают и письменно, и по телефону, и на личном приеме…
Воронежские УК настаивали на том, что единая квитанция и единый "канал" для платежей (которые ЕПСС расщепляла по поставщикам жилищно-коммунальных услуг) выгодны в первую очередь гражданам. Компании предписание антимонопольщиков не исполнили и дождались штрафов на общую сумму порядка ста миллионов рублей. Теперь же они пытаются их оспорить.
Директора УК подчеркивают, что средства для уплаты штрафов будут взяты из тех средств, которые население платит по первой строке квитанции - за содержание и текущий ремонт жилья. А значит, на оказание этих услуг денег не хватит: не будут убираться дворы и подъезды, лататься крыши… Впрочем, во многих домах такой заботы не видели и в лучшие времена. Год назад крупные УК в одностороннем порядке повысили свой тариф, после чего люди стали отмечать, что обслуживание только ухудшилось. По крайней мере такие данные приводили в городском центре общественного контроля над ЖКХ.
В свою очередь, ЕПСС последовательно обжалует требования антимонопольной службы. Компания настаивает на том, что работает прозрачно: поступившие к ней средства населения направляются поставщикам ресурсов и услуг в течение одного банковского дня. Привлеченные фирмой специалисты из Института государства и права РАН не нашли на воронежском рынке по управлению домами каких-либо субъектов, для которых ЕПСС создавала бы ограничения в конкуренции. По мнению этих экспертов, расчетный центр является участником другого рынка (биллинговых услуг) и, рассылая квитанции, просто предоставляет жильцам "дополнительную возможность" для оплаты счетов.
В одной из инстанций ЕПСС удалось победить, однако кассация вновь поддержала антимонопольщиков. Слово за Верховным судом. Он уже рассматривал аналогичный спор между смоленским УФАС и местным расчетным центром, отдав предпочтение контролирующему органу.
Пока юристы ломают копья, воронежская ЕПСС все-таки изменила схему движения денег. Теперь они идут от населения напрямую поставщикам жилищно-коммунальных услуг. С 10 июля выпускаются квитанции нового образца: для каждого исполнителя ЖКУ выделен свой блок, где, помимо стандартной информации о тарифах и объемах потребления, указаны все реквизиты поставщиков (вплоть до электронной почты), а также даты и суммы последних платежей. Название ЕПСС с бланка исчезло, поскольку расчетный центр выпал из финансовой цепочки оплаты "коммуналки".
- Модель в тестовом режиме действовала с февраля для 68 тысяч наших абонентов, сейчас ее распространили на все 214 тысяч семей, - сообщила пресс-секретарь ЕПСС Елена Печурица. - Однако, на наш взгляд, ситуация вокруг расчетного центра пропитана формализмом. Большинство расчетных центров России с недоумением следят за процессом, который затеяло УФАС по Воронежской области. Если в итоге выпускать платежные документы придется самим управляющим и ресурсоснабжающим организациям, то для них (соответственно, и для населения) это будет вдвое дороже, чем при работе через единый расчетный центр. Модель, на которой настаивает УФАС, неудобна тем УК и ТСЖ Воронежа, у которых нет бухгалтера и расчетного счета. Ведь им придется готовить отчетные документы и расщеплять платежи самостоятельно. Раньше это делала для своих клиентов ЕПСС. На наш взгляд, работа в соответствии с предписаниями антимонопольной службы будет иметь смысл лишь в том случае, когда нового алгоритма станут придерживаться все расчетные центры города.
В ЕПСС полагают, что "узкая трактовка" жилищного законодательства, которой пользуется антимонопольное управление (и которую считают обоснованной судьи), может привести к разрушению эффективной системы платежей в Воронеже. Процессинг-сервисный центр создавался по инициативе органов власти для контроля за начислениями и движением средств. Прежде случалось, что УК "забывали" перевести поставщикам воды и тепла огромные суммы, собранные с жильцов.
- За время нашей работы по модели, которую воронежское УФАС сочло незаконной, была полностью погашена задолженность управляющих компаний (тех, с которыми работает расчетный центр. - Прим. "РГ") перед ресурсоснабжающими организациями. С момента образования ЕПСС собираемость платежей повысилась с 95 до 97 процентов, - добавила Елена Печурица.