Непонятно зачем
Общедолевая собственность, к которой в жилых домах относятся подвалы, чердаки, комнаты консьержей, лестничные клетки и другие нежилые пространства, начала переходить к городу много лет назад. Как сказал на днях мэр Собянин: "Не совсем понятно, для чего это было сделано".
Действительно, город практически никак этими помещениями не распоряжался, хотя были случаи их сдачи в аренду, что часто вызывало справедливое недовольство жильцов. Позже был принят Жилищный кодекс, 36-я статья которого четко гласила, что общее имущество дома принадлежит владельцам квартир, что вполне логично. Однако работает кодекс на деле не всегда и разбирательства по поводу права собственности на чердаки и подвалы до сих пор доходят до суда, в том числе - Верховного. Суд обычно встает на сторону жильцов.
В Москве до того, как город сам стал отказываться от права собственности на площади в домах, тоже были судебные разбирательства. Инициировали их нередко отдельные жильцы, желающие приспособить общедомовые пространства под собственные нужды. Однако с прошлого года мэрия и сама начала вести работы по избавлению от так называемых непрофильных активов. Городу для этого достаточно просто отказываться от этой собственности, и она автоматически перейдет в пользу жителей домов. Рассмотрением таких вопросов занимается специальная комиссия. К ней же попадают и заявления от товариществ собственников жилья и инициативных групп жильцов, которые сами просят передать им в собственность те или иные пространства. Как рассказала "РГ" замначальника отдела департамента городского имущества Москвы Анна Волик, в месяц таких обращений сейчас поступает в среднем до 10 и большинство из них удовлетворяются. Хотя бывают и случаи, когда речь идет о помещениях, находящихся в частной собственности или не относящихся к общедомовому имуществу.
Полезная площадь
Жильцам, однако, прежде чем рваться к обретению новой собственности, стоит хорошо подумать. Пока чердаки и подвалы числились за городом, жители использовать их по своему усмотрению не могли. Но зато и об их содержании заботились власти.
Но стоит площадям перейти в собственность жильцов, как забота об этих помещениях ляжет на их же плечи. А это, пусть и незначительно, но удорожает коммунальные платежи. Тут уже недовольными наверняка станут те, кому никакие подвалы не нужны и даром, а платить из своего кармана "за воздух" не хочется.
"Нужно также понимать, что в большинстве случаев общедомовые площади очень специфичны и малопригодны для использования. В подвалах, например, как правило, низкие потолки и проходящие тут и там трубы", - объясняет Волик. Она отмечает, что после того, как жители стали автоматически становиться владельцами общедомового имущества, желающих бороться за него резко уменьшилось.
Впрочем, в конечном счете все зависит от самих жильцов. Одни делают в подвалах ремонт и обустраивают там удобные кладовые, где можно хранить хоть зимние шины для авто, хоть лыжи. А другие после первых попыток приспособить помещения для своих нужд опускают руки, и пространства так и остаются необитаемыми и бесхозными.
Зачастую в собственность жильцов, однако, переходят и помещения, вполне подходящие для обустройства комнат консьержей, офисов ТСЖ, залов для проведения собрания собственников жилья и т.д. Есть и случаи, когда в обретенных помещениях жильцы устраивают тренажерные залы, комнаты отдыха, организуют там помещения для детских кружков.
Анна Волик, правда, подчеркивает, что использовать общедолевые помещения можно только строго по назначению, соблюдая все пожарные и санитарные нормы. "Таким образом, обустройство бассейнов, саун или парковок в подвалах недопустимо, поскольку противоречит законодательству", - подчеркнула она.
Кстати
Интересный способ обустройства общедолевой собственности в Красногорске изобрел житель одного из домов. Он самовольно устроил на крыше многоэтажки зону отдыха с бассейном, шезлонгами, деревьями в кадках и прочей курортной атрибутикой. В итоге Мосжилинспекция постановила снести все это добро и привести крышу в первоначальное состояние. Причина в том, что крыша принадлежит всем жильцам дома и судьба ее должна решаться коллективно. Подробнее об этой истории "РГ" рассказала в номере за 4 августа.