18.08.2016 19:42
Экономика

Шелихов: Спрос на почтовые марки увеличился более чем в два раза

В филателию вновь стало выгодно вкладывать деньги
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №185 (7053)
Интерес россиян к почтовым маркам увеличился за последние три года в два раза - теперь их покупают не только для того, чтобы разнообразить коллекцию, но и в качестве выгодного средства инвестирования.
Читать на сайте RG.RU

Если учесть, что довоенные экземпляры дорожают в год на 10 - 15 процентов, то при продаже в будущем они могут принести значительный доход, говорят эксперты.

Что нового происходит сегодня на рынке филателии, в интервью "Российской газете" рассказал заместитель руководителя Россвязи Владимир Шелихов.

Владимир Васильевич, покупать и наклеивать марки для отправки писем теперь не нужно, их уже давно печатают на конвертах. Тем не менее выпуск художественных марок продолжается. Какие активнее раскупают?

Почему русские марки ценятся так дорого

Владимир Шелихов: На все марки, особенно последних выпусков, спрос есть. Большой ажиотаж был на марки, посвященные 55-летию полета Гагарина. Очень хорошим спросом пользуются марки, посвященные чемпионату мира по футболу, как горячие пирожки расходились марки с олимпийской тематикой.

За последние несколько лет спрос на марки увеличился более чем в два раза. Идет развитие сети филателистических салонов. Их уже 15. Они открыты во всех федеральных округах и городах-миллионниках. Рассматривается вопрос об открытии дополнительных точек.

А что, на почте нельзя купить редкие марки?

Владимир Шелихов: В принципе, и на почте можно организовывать такую же продажу марок, как в салонах.

Проблема в другом: для операторов почтовой связи, которые работают там, это не является приоритетным видом деятельности. А филателисты народ деликатный, хрупкий и требует к себе особого отношения.

И сколько они готовы потратить на марки?

Владимир Шелихов: Филателистическая олимпийская программа принесла 1,5 миллиарда рублей только "Почте России". А по филателистической программе чемпионата мира по футболу мы планируем, что почтовики получат еще 3 миллиарда рублей.

Когда определяете тематику выпусков художественных марок, с филателистами советуетесь?

Владимир Шелихов: Тематику определяет комиссия Федерального агентства связи по государственным знакам почтовой оплаты при Россвязи, туда входят представители "Почты России" и Союза филателистов. Там рассматриваются все предложения. И, конечно, мы учитываем мнение филателистов.

1,5 миллиарда рублей потратили филателисты в почтовых отделениях на покупку "олимпийских" марок

Что касается заказов от "Почты России", то недавно они настоятельно просили сделать спецвыпуск по посткроссингу (масштабный проект по обмену почтовыми открытками между людьми во всем мире). Мы сделали программу по выпуску марок с этой тематикой ежегодной. Почте это выгодно тем, что растет объем пересылаемых почтовых карточек, то есть увеличивается доходность почты.

Также почтовики попросили сделать так называемые тарифные марки. Это марка, номинал которой соответствует тарифу на пересылку либо простого письма, либо почтовой карточки. И на конверт надо наклеить только один почтовый знак оплаты, одну марку, а не две или три.

А что если стоимость пересылки изменится, придется опять наклеивать огромное количество марок?

Владимир Шелихов: Ну, не такое уж огромное. Мы сделали номинальную линейку таким образом, чтобы использовать минимальное количество марок. Максимум две-три.

Другое дело, когда идет тяжеловесное какое-то отправление - либо бандероль, либо письмо в конвертах А4, там приходится действительно клеить чуть больше марок. Но там и места для наклеивания, конечно, больше.

К сожалению, тарифы не уменьшаются, а только увеличиваются. Поэтому низкономинальные почтовые марки остаются лежать балластом в отделениях почтовой связи.

А за какими почтовыми марками, выпущенными не для коллекций, филателисты охотятся больше всего?

Владимир Шелихов: Каждый собирает то, что ему интересно. В том числе и те марки, которые выходят из почтового обращения. Либо это художественные марки, которые невозможно достать, за ними идет охота. Особенно если филателист обнаружит какие-то разновидности. Зубчик не в ту сторону смотрит или отличия по цвету. Это является для них большим лакомым куском. Иногда даже гордостью коллекции.

Почта Индии придумала новую услугу для филателистов

Если специально сделать зубчик в другую сторону или какой-то мелкий изъян, то это уже не будет считаться лакомым куском для рынка филателии?

Владимир Шелихов: Во-первых, специально никто не делает какие-то редкости. Это не приветствуется ни Международным союзом филателистов, ни Всемирным почтовым союзом.

И зачастую даже даются рекомендации подобного рода марки не учитывать и не размещать в коллекциях, которые экспонируются на различных выставках. И если вскрывается, что дефект самодельный, то цена экспоната резко уменьшается.

То, что касается разновидностей, которые образовались в процессе изготовления, то да, здесь это воспринимается филателистическим сообществом нормально, и вот эти изюминки они начинают искать. Но, как правило, таких разновидностей не очень много. Именно поэтому их цена на филателистических рынках неизмеримо выше, чем у обычных марок.

Интересуют ли наши марки иностранных филателистов?

Самыми доходными считаются довоенные марки, стоимость которых начинается от нескольких тысяч рублей

Владимир Шелихов: Да, конечно. Если говорить о Европе, то очень активно проявляют интерес немецкие филателисты. Но они славятся скрупулезным подходом. Из заокеанских стран США. Наши марки они покупают в салонах через Интернет либо через специальные фирмы, которые осуществляют закупку и реализацию марок из других стран. И у нашего подведомственного предприятия есть соответствующие договоры с такими компаниями, и марки туда поставляются.

В России проходят аукционы, в которых участвуют новые марки?

Владимир Шелихов: Да, но туда попадают марки, представляющие только значимый интерес. Новинки появляются там в случае, если представляют собой какую-то разновидность, какое-то отклонение от нормы.

Связь Россвязь