Но первые выводы можно сделать уже сейчас, анализируя истории тех, кто сошел с дистанции. Новости, которые приходят из регионов, подтверждают эффективность работы нашей избирательной системы. Пожалуй, первый урок состоит в том, что не все потенциальные кандидаты учитывают высокие требования, которые им предъявляет закон.
Вот лишь один пример. Избирком Карачаево-Черкесии отказал в регистрации в качестве кандидата в депутаты Госдумы самовыдвиженцу Алию Тоторкулову. Среди причин принятого избиркомом решения СМИ называют недостаточное количество "достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, поданных на рассмотрение в избирком, и наличие счета в банке иностранного государства".
Кроме того, в свое время кандидат привлекался к уголовной ответственности. Правда, согласно справке из МВД, формально судимости нет: дело было закрыто по статье 26 Уголовно-процессуального кодекса, по изменившимся обстоятельствам. В 2001 году Зюзинский районный суд Москвы осудил Алия Тоторкулова на два года условно за незаконное хранение взрывчатых веществ. А в 2002 году, как сказано в постановлении суда, судебная коллегия Верховного суда РФ пришла к выводу, что Тоторкулов А.Х. раскаялся в содеянном, полностью отбыл срок назначенного наказания.
Требования к кандидатам в Госдуму установлены специально для того, чтобы избиратели получили возможность голосовать только за самых достойных. С этой же целью многие партии заранее провели праймериз, чтобы сформировать свои избирательные списки.
Как сообщают СМИ, ранее Алий Тоторкулов заявлял о намерении принять участие в праймериз "Единой России" по выдвижению кандидатов в депутаты Госдумы РФ. Однако был исключен из списка претендентов, получив отказ в регистрации от Карачаево-Черкесского оргкомитета по проведению предварительного голосования. По данным СМИ, решение партия мотивировала тем, что "прошлое кандидата противоречит интересам партии, более того, дискредитирует ее".
Вскоре после этого СМИ сообщили о появлении так называемого "Обращения старейшин Карачаевского городского округа и Карачаевского муниципального района к главе Карачаево-Черкесии". Как сообщалось, данное обращение было составлено в поддержку одного из "независимых" кандидатов в депутаты Госдумы от региона Алия Тоторкулова, его подписали более 300 человек. Но вскоре, выяснилось, как пишут СМИ и интернет-источники, что "...среди подписавшихся "старейшин" около 70% - молодые люди 90-х годов рождения... 1992, 1993, 1994, 1995... Даже 1998 года рождения, то есть 18-летние". В числе подписавших данное обращение "...есть и люди среднего возраста, причем именно их и молодежи - подавляющее большинство".
При этом, по сведениям некоторых интернет-ресурсов, "...руководитель инициативной группы...- это близкий родственник Тоторкулова, житель его родного аула Новый Карачай". По данным СМИ, "...старейшинами, в большинстве своем, оказались молодые люди..., которые являются студентами Карачаево-Черкесского государственного университета".
Сходные утверждения приводят и другие информационные ресурсы.
Для тех, кто знаком с некоторыми аспектами биографии Тоторкулова, вряд ли подобные новости стали неожиданностью.
Еще в 2014 году Алий Тоторкулов пытался избраться в Общественную палату. Однако руководство Общественной палаты сообщило, что ряд кандидатов могли использовать незаконные информационные технологии: DDOS-атаки, накрутки, были сообщения и о попытках покупки голосов. Поэтому ряд кандидатов, в том числе Тоторкулов, были сняты с интернет-голосования.
Люди, проигравшие праймериз или вовсе не допущенные к ним, потом нередко пытаются представить себя оппонентами власти и начинают сочинять истории о "давлении властей" и "административном ресурсе". Но подобные истории, как правило, опровергаются фактами, и их трудно воспринимать всерьез.
К тому, кто вступает в предвыборную борьбу, не просто так предъявляются повышенные требования. Ведь мы выбираем депутатов Госдумы, тех людей, кто будет завтра писать законы для всей страны. Так что даже для того, чтобы стать кандидатом в депутаты, мало быть просто достойным и порядочным человеком. Надо быть чистым и незапятнанным даже в мелочах.