22.08.2016 20:55
Культура

Основателей Музея уличного искусства в Петербурге пригласили в Италию

Питерский стрит-арт поможет итальянцам
Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №187 (7055)
В Петербурге на территории действующего завода третий год работает единственный в Европе Музей стрит-арта. В октябре его команда откроет ежегодный фестиваль уличного искусства в Риме, а к следующему году готовит масштабную выставку в порту Роттердама. Корреспондент "РГ" поговорил с основателями музея Дмитрием и Андреем Зайцевыми и узнал, как превратить окраину города в точку культурного притяжения.
Читать на сайте RG.RU

Музей и завод - удивительная комбинация. Как это получилось?

Дмитрий Зайцев: На самом деле, идея была спонтанной. Началось все с мыслей о том, как использовать территорию завода. У нас были пустующие помещения, где время от времени собиралась творческая молодежь.

Андрей Зайцев: Собирались собственно на подпольные, полузакрытые вечеринки электронной музыки, которые я делал для своих друзей по выходным. А потом как-то Дмитрий Петрович (отец Андрея, директор Завода слоистых пластиков) узнал об этом и поначалу, честно говоря, не очень-то обрадовался. Но мы вместе подумали и решили, что можно придать этому какую-то форму, создать публичную площадку.

Личность Бэнкси установили по геотегам

Первая выставка - и сразу программа престижной биеннале современного искусства Manifesta 10…

Дмитрий Зайцев: Да, в 2013 году мы открылись и сходу заявились на участие в параллельной программе. Нас утвердили. Отчасти, наверное, из-за актуальной и острой темы - выставка "Повод к миру" была посвящена российско-украинским отношениям. Художники из двух стран рассуждали о том, что Первая мировая война переросла во Вторую, а то, что происходит сейчас - отголоски и этих событий в том числе. Получилась коллаборация, где было представлено более ста разных произведений - инсталляции, фото, граффити.

Андрей Зайцев: Второй сезон назывался "Вспомни завтра". Мы пригласили больше двадцати художников, которые размышляли о том, каким будет мир в будущем. Это очень интересно, ведь даже наша страна еще совсем недавно на карте выглядела по-другому.

Расскажите о выставке, которую вы представляете в этом году. Знаю, что курирует ее британец Рафаэль Шактер.

Андрей Зайцев: Да, он антрополог, исследователь стрит-арта, работал со многими проектами в части уличного искусства. Наша третья выставка называется "Через границы - cквозь ограничения" и посвящена проблемам внутренних и внешних границ. Прежде всего, затронута, конечно, проблема миграции, о которой в последнее время мы слышим чуть ли не каждый день. Семнадцать художников из десяти стран исследуют конфликты и противоречия этого процесса. Жанры тоже самые разные: графика и фотография, акционизм и концептуализм, перформанс.

Дмитрий Зайцев: Кстати, в этом году к открытию выставки мы впервые организовали дискуссию. Спикеров пригласили из самых разных областей: наука, политика, искусство, литература. Они рассуждали на тему "Миграция и культура - культура миграции".

Отклик от петербуржцев есть?

Дмитрий Зайцев: Не только от петербуржцев! Мы вошли практически во все путеводители иностранных агентств по Санкт-Петербургу, как музей обязательный для посещения. Поэтому к нам часто приезжают зарубежные гости.

Андрей Зайцев: Да и в целом посещаемость растет. В прошлом году к нам пришли более 30 тыс. человек, а в этом уже на начало июля было около 60 тыс. Планируем, что к завершению сезона цифра вырастет до ста тысяч.

Фестивали, которые вы проводите, способствуют?

Андрей Зайцев: Да, но с этим мы все-таки осторожны. Стараемся делать их не чаще раза в месяц, не хотелось бы превращаться в концертную площадку. Есть фестиваль электронной музыки и современного искусства Present Perfect, в июле провели фестиваль уличной культуры Urban Culture Festival. Пока достаточно.

В зарубежных проектах участвуете? Ходили разговоры, что Музей стрит-арта собирается открывать филиал в Роттердаме.

На картах Москвы появился слой со стрит-артом

Дмитрий Зайцев: О филиале пока говорить рано. Просто нынешнюю выставку мы готовили вместе с консульством Голландии в России, они были основным нашим партнером. И появилась идея: раз уж они что-то делают в Петербурге, мы сделаем что-то в Роттердаме. Там в зоне порта планируется создать креативный кластер, и наши художники к этому подключились, делают несколько работ, посвященных авангардному искусству. Откроется выставка в следующем году.

Андрей Зайцев: Из ближайших планов - участие в фестивале уличного искусства в Риме, где мы будем представлять русский павильон. Это осенью. Есть еще один "итальянский" проект: недавно нас пригласили, если можно так сказать, возродить с помощью уличного искусства городок Белла. Он находится в Северной Италии, недалеко от Милана и считается не самым благополучным.

Долгое время стрит-арт как искусство не воспринимался. Да и сейчас навстречу художникам идут не всегда.

Дмитрий Зайцев: Стрит-арт - искусство, причем самое демократичное, самое открытое, можно сказать, народное. Существует сложность: сегодня искусство закрыто от людей, вы сами видите, что привлечь людей в музеи большая проблема. Мы отчасти ее решаем, а заодно даем возможности художникам, ведь им очень трудно выйти "в массы", показать и продать свои произведения. Теперь есть место, где они могут легально существовать и развиваться.

Эрмитаж и Русский музей - центр города, вы на окраине. Это мешает?

Дмитрий Зайцев: Считается, что Петербург - культурная столица, но на самом деле наш город сильно отстает от европейских по количеству музеев и галерей. На весь Красногвардейский район, в котором мы находимся (а это 400 тыс. человек) культурных заведений толком нет. Это не может не влиять на качество жизни населения. Мы стараемся восполнить этот пробел. А что касается доступности - расположение, действительно, не самое удобное, но интересующиеся нас находят. Сейчас вот думаем запустить шаттлы от метро до нашего музея.

Актуальное искусство Санкт-Петербург Северо-Запад