30.08.2016 20:54
Власть

В России появится новая система разрешения деловых споров

Третейские суды ставят в жесткие рамки
Текст:  Мария Голубкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №194 (7062)
Российскому бизнес-сообществу в ближайшее время придется осваивать новую модель разрешения деловых споров. Серьезные перемены ожидают ставшие весьма популярными третейские суды - коммерческие организации, оказывающие услуги при урегулировании экономических и финансовых проблем, возникающих между партнерами.
Читать на сайте RG.RU

С 1 сентября вступает в силу федеральный закон N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ". Документ сильно изменит российскую систему арбитража - число третейских судов в стране может сократиться на порядок. И хотя формально на нововведения можно не оглядываться еще около года - переходный период закон обозначил до 1 ноября 2017 года - однако готовиться к ним необходимо сейчас, полагают эксперты.

- Главное изменение : третейские суды по новому закону могут существовать только в форме некоммерческой организации - НКО, - пояснил корреспонденту "РГ" руководитель "Института современного арбитража", один из авторов нового закона Андрей Горленко. - Больше не смогут существовать третейские суды при ОАО или ООО, они должны либо преобразоваться - создать НКО и получить разрешение на арбитражную деятельность, в том числе в качестве правопреемника прежнего суда, либо прекратить существование.

Суды начали применять гуманные поправки в Уголовный кодекс

Условно новое законодательство можно разделить на два блока. Первый регулирует саму процедуру арбитража, то есть порядок рассмотрения споров. Второй касается порядка создания и деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений (ПДАУ), которые сейчас и называются третейскими судами.

По словам Горленко, прежний закон смешивал понятия постоянного действующего третейского суда и третейского суда, то есть "учреждение" и "процесс". По новому порядку третейский суд - это именно арбитры, которые рассматривают конкретную коллизию. А ПДАУ "оказывает содействие в рассмотрении споров" - предоставляет помещение, осуществляет рассылку документов, уведомляет стороны, обеспечивает чай и кофе. То есть две сферы деятельности отныне четко разделены, хотя закон оставляет возможность рассматривать дела и без администрирования - арбитражи ad hoc для решения конкретного спора. Однако в отношении таких разбирательств вводится ряд ограничений. Например, такие суды ad hoc не вправе заниматься разбирательством любых корпоративных споров.

На осуществление деятельности по администрированию споров постоянно действующим арбитражным учреждениям необходимо получить соответствующее право. Существующие арбитражные учреждения тоже должны пройти эту процедуру, на нее отводится ровно год - переходный период обозначен до 1 ноября 2017 года. Порядок выдачи разрешительных документов уже утвержден правительством РФ и вступает в силу с 1 ноября 2016 года.

Третейские суды по новому закону могут существовать только в форме некоммерческой организации - НКО

"Останутся немногие, - считает Алексей Кравцов, председатель Арбитражного третейского суда Москвы, президент Союза третейских судов, - из 1,5 тысячи третейских судов, что действуют сейчас в стране, - около сотни. И они не покроют потребность бизнеса в услуге по разрешению коммерческих споров в альтернативном порядке". Однако некоторые эксперты полагают, что ограничения "арбитрабельности", введенные новым законом, сведут повышение нагрузки к минимуму. Так, третейские суды не смогут рассматривать дела, связанные с государственным заказом.

- Аналогичным образом были ограничены права третейских судов в части рассмотрения исков, связанных с установлением прав на недвижимое имущество, дел в рамках банкротства, дел, связанных с кредитными договорами, защитой прав потребителей и даже связанных со спорами между СРО и его участниками, - уточнила председатель Третейского суда строительных организаций Юлия Вербицкая. - Для многих участников рынка арбитраж является одним из способов контроля за рассмотрением дел со стороны органов государственной власти, и нововведение воспринимается как дополнительное ограничение прав со стороны бизнеса.

По мнению Алексея Кравцова, "если государство ставит задачу очистить рынок от недобросовестных третейских судов, оно могло бы оказать поддержку социального или политического характера тем судам, что останутся". Тем более что нововведения могут существенно повлиять на стоимость третейского разбирательства.

Кстати

Иностранные учреждения, если они хотят работать в России, тоже должны получить право на осуществление арбитражной деятельности. Однако для них установлен особый критерий. Иностранный третейский суд должен обладать признанной мировой репутацией.

- Это требование вводится, чтобы избежать ситуаций, когда недобросовестные третейские суды, которые не смогут получить право на осуществление деятельности, уйдут в офшоры, обойдя тем самым требования российского закона, - поясняет Горленко. - Понятно, что Лондонский или Стокгольмский арбитраж, Парижская палата или Сингапурский центр получат разрешение, им только нужно подать заявление.

Судебная система