31.08.2016 20:33
Общество

Философ Евдокия Лучезарнова рассказала о стремлении людей к развитию

Философ Евдокия Лучезарнова - о стремлении людей к развитию
Текст:  Михаил Вяземцев
Российская газета - Федеральный выпуск: №195 (7063)
На каком-то этапе своего жизненного пути человек вдруг начинает чувствовать глубокую неудовлетворенность, бросает все и устремляется в другом направлении, за новой порцией образования или знаний.
Читать на сайте RG.RU

Раньше у нас был ограниченный список опций, реальные возможности были у большинства людей гораздо скромнее. Обычный человек жил, по современным меркам, скромными радостями. Он знал, что мечтать особо не надо, и довольствовался малым. На мечту можно было потихонечку накопить с зарплаты. Сейчас говорят совсем по-другому: ничего невозможного нет, стоит только захотеть. С приходом Интернета и с мощным потоком информации мир распахнулся, теперь мы можем видеть его целиком. И в человеке начинает бессознательно зарождаться жажда новизны. А эта дорога очень часто начинается с получения новых знаний, новых инструментов, новых навыков, с желания полностью реализовать себя.

Спрашивая у тех, кто пошел за третьим образованием, и тех, кто занимается своим саморазвитием, зачем им это нужно, в совокупности можно услышать такой ответ: "Меня не устраивает то, что происходит со мной сейчас, мне не нравится моя профессия, мне элементарно не хватает практических знаний. Я хочу успевать много, и у меня целый список желаний. Хочу раздвинуть границы своих возможностей".

О буме на образование и самообразование мы поговорили с Евдокией Лучезарновой, философом, исследователем, писательницей, поэтессой. Евдокия Лучезарнова уже больше 25 лет проводит лекции, собирая многотысячные аудитории в России и за рубежом. Одна из основных тем ее исследований - работа человеческого мозга, обучаемость.

Евдокия Дмитриевна, как вы объясните эту тенденцию? Люди потерялись в потоке информации, в своей жизни? Может быть, это простая жадность, когда хочется обладать всем и сейчас?

Евдокия Лучезарнова: Представьте на секунду: вам отведено, предположим, сто лет жизни. Что можно успеть за 100 лет? Сколько освоить разных профессий? Сколько всего можно прожить за столетие? Все зависит от того, какое количество образования получил человек. Благодаря активной работе мозга у человека есть возможность удлинять жизнь, проживать больше событий, делать свою жизнь насыщенней и интересней.

И если раньше знания приобретались в основном для энергетического поддержания жизни, для обеспечения себя необходимым, то сейчас сформировался некий пласт удовольствия, пласт творчества. И человек желает не просто применять свои знания, но и получать от этого удовольствие.

Здесь и начинается настоящая работа мозга. Человек должен осуществить прыжок в неизведанное, найти выход из самой сложной ситуации. И когда мозг сам решает трудную задачу, он испытывает огромное удовлетворение и удовольствие. Чем сложнее решенная задача, тем больше полученное мозгом удовольствие.

Если кормить мозг конфликтами, то он будет находиться в постоянном раздражении

Допустим, человек вдруг неожиданно решил, что его призвание не в том, чем он занимается сейчас, а совершенно в другом. Как определить, так ли это на самом деле?

Евдокия Лучезарнова: Востребованность в действиях должна начинаться заранее, еще до того, как человек чему-то начинает учиться. Если вы решили приобрести какой-то навык - допустим, овладеть искусством пения, искусством танца, музыкальными инструментами, значит, через очень короткий срок вам это должно понадобиться. Нельзя ничего делать впрок и нельзя впрок заготавливать навыки.

Даже если вас чему-то успели научить, то все равно надо услышать зов и уметь отдавать. К примеру, ребенок пошел в детский садик, выучил стихотворение, его тут же поставили на тумбочку и сказали: "Прочитай нам", - и все ему похлопали. Все: он отдал свой талант миру, у него уже пошла компенсация за его труды.

У взрослых все гораздо сложнее. Они ходят и сами для себя что-то делают, делают. Сначала они стесняются это показать, пока не найдется тот, кто попросит по-настоящему. А если не попросит, а, наоборот, обескуражит, то, значит, ничего не получится, и ситуация будет только усугубляться. Если мы что-то берем из этого мира, это нужно обязательно отдать миру.

Откуда берется это желание познавать, с чего все начинается?

Евдокия Лучезарнова: Если мозг не развернут, то желание познавать не возникает, а есть только желание приспособиться к жизни. Ведь внутри мозга существует понятие "лень". Не зря огромное-огромное пространство, на которое человек может взглянуть своими глазами, называется Вселенная. В самом этом слове есть "лень", и состояние лени - это естественное состояние мозга. Все, что он знает, его устраивает.

И вдруг начинает возникать сила, которая вытягивает наружу все сознание, и человек понимает, что "если я сейчас не получу эти полезные навыки, то я зря живу и я теряю что-то самое ценное в этой жизни". Мозг прекращает лениться. Мозг постепенно-постепенно набирает обороты и самое главное - вы проживаете жизнь уже не с пятью профессиями или специальностями, а можете приобрести сто профессий, потому что мозг перестал лениться, мозг стал быстрым.

Недавно прочел, что после 25 лет количество клеток головного мозга сокращается на 100 тысяч в день. Только за минуту чтения текста умирает 70 клеток. Если честно, стало страшно. А можно погубить мозг, если постоянно загружать его информацией?

Евдокия Лучезарнова: Внутри мозга каждого человека есть огромное количество связей - не рассортированных, не структурированных. Набор информации, набор впечатлений, набор фраз, все, что вошло через глаза и уши, все, что было воспринято из книг, Интернета, радио, телевидения, по телефону, при непосредственных беседах, - все это лежит отдельными фрагментами, как куски разных тканей, не сшитых, не собранных. Как клочки ваты, которые вошли в мозг, а дальше не вступили ни в какое взаимодействие друг с другом. Такая вот непривлекательная картина мозга, который хаотично впитывает информацию.

Мозг умеет есть, умеет питаться. Конфликтная информация губит мозг, бесконфликтная его оживляет и питает. Если мозг долго держать без качественного питания, он иссыхает. Если кормить его конфликтами, то он будет находиться в постоянном раздражении. Люди настолько привыкли кормить мозг неграмотно, настолько привыкли бросать в мозг все, что угодно. И его разрешающая способность становится совсем крохотной. Накормите мозг правильно - и он будет служить человеку верой и правдой со всей благодарностью и признательностью, поскольку коэффициент отдачи больше, чем коэффициент вложения.

Есть ли какие-то рекомендации о том, как тренировать свой мозг и как не превратить его в "захламленный сарай" из-за такого обилия информации?

Евдокия Лучезарнова: Представьте, что вы приходите в ресторан и вам предлагается шведский стол. Вы проходите и выбираете то, что сейчас считаете необходимым для себя. Так же надо действовать и в информационном поле: сначала выберите те темы, которые для вас необходимы, затем выстройте порядок, по которому вы эти темы будете поглощать. Выбирайте из обилия информации рациональные, необходимые зерна, элементы, а все остальное из мозга своевременно удаляйте.

Мне всегда очень жаль, что люди так мало задействуют свой мозг, так мало о нем знают и так мало им пользуются. Хотя самое приятное, что есть в человеке, самое уникальное, самое нужное, в конечном итоге, этой Вселенной - это его мозг.

Образование