Если существующие компании захотят выжить, то им придется войти в состав новой государственной организации. Законопроект о ее создании уже внесен в правительство.
Услуги "морских диспетчеров" сегодня нужны в сложных для навигации портах. Подходя к такому участку, капитан должен вызвать с суши на судно лоцмана. Он лучше знает местные условия, навигационные знаки, а значит, может взять управление на себя. Время, когда общество сможет отказаться от их услуг и полностью положиться на автоматику, придет еще не скоро. Пока еще ни одна машина не может ориентироваться и чувствовать море так, как опытный лоцман.
Зачем же отказываться от частников? Если их функции перейдут единой службе, то тарифы на проводку судов будут утверждаться государством. Они станут гораздо ниже, чем сейчас в ряде портов, говорят эксперты. Это в свою очередь повысит привлекательность российских портов, считает министр транспорта России Максим Соколов.
Кроме того, деньги, которые зарабатывают лоцманы, будут идти на развитие всей системы лоцманской проводки и уровень безопасности, особенно в приграничных портах, будет выше.
Идея госрегулирования лоцманской службы витает в России давно. Аналогичная система в стране уже есть в управлении воздушным и железнодорожным транспортом. Теперь очередь за морем.
Частные лоцманы работают сегодня в 15 самых крупных портах, где можно хорошо заработать. В год за свои услуги они получают порядка 800 миллионов рублей. Из этой суммы 60 процентов идут на зарплату и развитие лоцманского дела, а 40 (примерно 320 миллионов рублей) процентов выводятся из этой отрасли, отмечают в минтрансе. Такая расстановка дел не устраивает транспортное ведомство.
Сегодня лоцманское дело организовано по принципу: кому-то вершки, а кому-то корешки. В 90-е годы прошлого века частники забрали себе наиболее "вкусные" направления, констатировал Максим Соколов. А проводка в так называемых малодеятельных портах (туда заходят несколько небольших судов в месяц) осталась за государством. Получается, что на содержание диспетчеров тратится больше денег, чем они зарабатывают. И поднимать цены - не вариант, так как судовладельцы могут начать обходить такие порты, прогнозируют в минтрансе.
Между тем с позицией ведомства не согласен директор Национального объединения лоцманских организаций Виктор Рябоконь. Он настаивает на том, что вместо новой госслужбы надо создать саморегулируемую организацию (СРО), которая и будет контролировать деятельность частных лоцманов.
А убыточность лоцманского дела, по его мнению, можно ликвидировать, если наладить обмен диспетчерами между несколькими портами.
Это не поможет, говорят в свою очередь в минтрансе: доставка лоцмана для проводки судов в тихий порт за сто километров пару раз в неделю никак не поможет обеспечить безопасность и исключить столкновения судов. Лоцман должен быть на посту постоянно, считают там.
Не поможет снизить убытки и фонд для компенсации расходов на лоцманскую проводку в портах с малым движением, считают в ведомстве. Ведь главная цель любой коммерческой организации - это получение прибыли.