В то же время в последние годы существенно усложнились условия запуска в серию ключевых компонентов современного вооружения. Для поддержания кооперации между всеми участниками производственных процессов и для сокращения времени внедрения инновационных технологий в производство назрела необходимость вывести на новый уровень координацию работ внутри оборонно-промышленного комплекса. Такой вектор задан и в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), чьи военные самолеты сегодня доказывают свое мировое превосходство в реальных боевых действиях в Сирии. Для авиастроителей одной из первоочередных задач является внедрение фундаментальных знаний в практическую деятельность корпорации.
Говоря о науке в авиации, необходимо отталкиваться от военной теории завтрашнего дня. Если раньше конструкторские бюро размышляли, как запустить свой самолет выше и разогнать его быстрее, чтобы при этом он был сверхманевренным и уклонялся от вражеских обстрелов, лучей противоракетной обороны и ракет, то сегодня авиаконструкторы мыслят другими категориями: выше нас только космос, а быстрее - только гиперзвук. Сегодня "небо" не ограничивается для нас атмосферой, зоной действия авиации становится воздушно-космическое пространство.
Новый вид вооруженных сил - Воздушно-космические силы (ВКС) - появился при слиянии военно-воздушных сил и войск воздушно-космической обороны, что было обусловлено смещением центра тяжести вооруженной борьбы в воздушно-космическую сферу. Само понятие "воздушно-космические силы двадцать первого века" - это прежде всего система. Сердцем этой системы являются авиационные комплексы.
В войнах будущего для победы недостаточно превосходства в численности и даже вооружении. Преимущество на поле боя получит сторона, располагающая высокотехнологичными системами управления, связи и разведки, а также наиболее мощной вычислительной техникой и "умным" высокоточным оружием. Поэтому технологическое превосходство авиационных комплексов - важнейший критерий боеспособности ВКС.
Нынешние события на Ближнем Востоке лишний раз подтверждают важность и перспективы боевой авиации в XXI веке. Именно поэтому ведущие мировые державы делают все, чтобы быть в этом отношении на шаг впереди остальной планеты. И потому стремятся не только вооружать свои войска современными образцами техники, но заниматься также и перспективными разработками. В том числе и в сфере авиации. Во всех мировых конструкторских бюро ведется непрерывная работа по совершенствованию ранее выпущенной техники и созданию новейших образцов вооружения - истребителей новых поколений.
В России сегодня существуют авиационные комплексы, которые максимально приблизились к самому современному, пятому поколению. Это самолеты поколения 4++ Су-35 и МиГ-35. Су-35 прекрасно показал себя в военной операции в Сирии. Он относится к тяжелой авиации. Что же касается легкого самолета поколения 4++, первые предсерийные образцы этого истребителя взлетят уже в этом году.
В ближайшее время планируется организация их серийного производства для Российской армии. В состав бортового радиоэлектронного оборудования этого перспективного самолета входят системы, относящиеся к пятому поколению истребителей. Закупка самолетов МиГ-35 предусмотрена Государственной программой вооружений России.
Сегодня мы уже практически готовы запустить в серию истребитель пятого поколения - самолет Т-50. Среди его основных отличительных черт - малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, размещение вооружения во внутренних отсеках планера, многофункциональность - поражение как воздушных, так и наземных/надводных целей, наличие круговой информационной системы и пр.
Успешное определение размерности и требуемых характеристик базовых технологических платформ невозможно без профессионального военно-технического сопровождения работ по определению облика, выбору и доведения до нужной степени готовности ключевых технологий, разрабатываемых профильными НИИ. Важными задачами сегодня являются исключение "монополии на истину" отдельно взятых конструкторских бюро и консолидация работы над едиными проектами.
Ключевым элементом реализации единой научно-технической политики ОАК является формирование и использование в разработках опережающего научно-технического задела. Мы проводим единую научно-техническую политику не только в отношении дочерних структур, но также и с разработчиками основных систем, оборудования авиационных комплексов. В части разработчиков компонентов бортового оборудования необходимо установить: систему ответственности и уровни исполнения при проектировании, единые для отрасли методологические и технологические подходы, а также выработать единые технологические решения для поддержки интегральных процессов проектирования систем.
Основное внимание авиастроителей в ближайшей перспективе будет уделяться сокращению сроков разработки авиационного комплекса и повышению характеристик изделия. Для этого необходимо всесторонне увязать процесс разработки и создания авиационной техники с процессом создания, доведения до нужного уровня технологической готовности и внедрения в конечное изделие ключевых технологий. В этой связи особенно важно координировать совместные работы с профильными институтами на этапе создания демонстратора технологии.
Понимая задачи, стоящие перед ОАК, опираясь на систему государственной поддержки и уникальный опыт легендарных отечественных конструкторских бюро, корпорация уже сегодня активно внедряет единую политику по управлению НИР и ОКР различных подразделений. Мы уверены, что это мобилизует весь богатый научный потенциал отечественной авиационной промышленности.