Размах беспокойства, с которым выступает народный избранник, как выяснили СМИ, из Мордовии, не оставляет сомнений: депутат действительно хочет восстановить справедливость. Что ж, эта история достойна гласности. Если совсем коротко и по существу, то депутат хочет снести незаконные постройки в главном аэропорте страны. И они действительно там есть. Так решил суд, разбиравший один весьма запутанный земельный спор.
Эта история началась более четверти века назад. Молодая компания "Шереметьево-Карго" оформила договор аренды с государством на имущество и земельный участок. Позже договоры на землю переоформлялись. Интересы государства представлял Московский земельный комитет.
Однако в середине "нулевых" Москва и Московская область начали судебное разбирательство, выясняя, чьей является земля "под аэропортом" Шереметьево. В 2006 году высший Арбитражный суд вынес свой вердикт: договор аренды ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) с администрацией г. Химки признан действительным, а между "Шерметьево-Карго" и Московским земельным комитетом - недействительным. Как подобное возможно - вопрос риторический. Отечественная судебная практика по земельным спорам сложилась настолько неоднозначно, что даже юристы свидетельствуют: по аналогичным спорам судами могут приниматься прямо противоположные решения. Так и в нашем случае.
Дальше - больше. В 2008 году Росимущество подало иски в арбитраж о признании незаконными и подлежащему сносу 11 построек "Шереметьево-Карго". Суд первой инстанции - Арбитражный суд города Москвы - встал на сторону "Шереметьево-Карго". Однако в 2009 году Девятый арбитражный апелляционный суд решение отменил, постройки были признаны самостийными и подлежащими сносу. Последующие апелляционные инстанции оставили определение в силе.
Почему требования Росимущества были удовлетворены? Это вопрос для членов клуба знатоков. Ведь половина из построек и сооружений были зарегистрированы (имели свидетельства о госрегистрации). А это значит, что при их оформлении в правообладание компания прошла все бюрократические процедуры и собрала все требуемые документы. И территориальный орган Росрегистрации выдал свидетельства о собственности: основной документ на право распоряжения недвижимостью.
Росрегистрация - выдала, суд - забрал! Арбитраж посчитал, что договор аренды земельного участка между Москомземом и ОАО "Шереметьево-Карго" (от 10.11.1993 г.) не позволяет вести "строительство недвижимости в установленном порядке". Земля предоставлялась для работы с грузами, но любые обустройства для этого были просто недопустимы. Созданная инфраструктура для работы грузового терминала, по определению арбитража, не имела места быть! В чистом поле и на свежем воздухе компания, обслуживающая крупнейший российский аэропорт, должна была принимать и отправлять грузы, а также хранить их под открытым небом. Невольно вспоминается стереотип о России как о стране, где вечная зима и медведи ходят по улицам?
Трудно искать логику там, где ее нет! Откровенно удручает прозвучавший в суде аргумент о том, что сооружения могут угрожать безопасности полетов. Как показывает практика, этот фактор давно уже стал "человеческим". А если думать в том же направлении и искать источники террористической угрозы возле стратегического объекта аэропорт, то опасными (и читай - подлежащими сносу) может быть, должны считаться дома в Химках, вплотную подошедшие к аэропорту. Но что удивительно, застройщиков, которые вплотную (на приаэродромной территории и без ведома МАШ) ведут строительство многоэтажных домов, в суд никто не приглашает.
"Шереметьево-Карго" прошла все инстанции, пытаясь отменить данные решения. А когда они вступили в законную силу (это 2009 год), то приступила к их выполнению. Некапитальные строения и сооружения, признанные самовольными, компания демонтировала еще в 2009 году, закрепив сей факт на "бумаге" - в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о прекращении права собственности "Шереметьево-Карго" на эти объекты.
Попутно компания перезаключила договор земельной аренды. Теперь это была субаренда земельного участка, предоставленного ОАО "МАШ". С 2010 года данная договоренность актуальна на 49 лет.
Также "Шереметьево-Карго" заплатила арендную плату за фактическое пользование землей за три предшествующих года (2006-2009 гг.). Бюджет - в достатке, закон - в порядке! - всем бы историям о спорах хозяйствующих субъектов такой "хэппи-енд".
Но остались стоять некоторые капитальные строения, приговоренные судом к сносу. По действующим правилам, ломать их можно только при наличии проекта. Согласованного проекта. Для тех, кто "не в теме", заметим, что на это в России уходят "пятилетки". В компании решили ломать и тут же строить. Так родилась идея проекта современного инновационного грузового комплекса на месте якобы незаконных складов. И в 2010 году специалисты двух специализированных институтов разработали предпроектные архитектурно-планировочные проработки "Развитие грузового комплекса Шереметьево-Карго в аэропорту Шереметьево". Концепция была согласована с МАШем. А к 2015 году у грузооператора был уже проект строительства нового терминала с положительной госэкспертизой. Он предусматривает, в том числе, и снос указанных судом строений...
Забегая вперед, скажу, что в прошлом году на церемонии награждения лауреатов профессионального конкурса НОПРИЗ на лучший инновационный проект дипломом в номинации "Лучший проект объекта промышленного назначения" было отмечено ФГУП "Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации "Аэропроект". Им был представлен проект строительства грузового терминала на территории ОАО "Шереметьево-Карго" в городском округе Химки Московской области. Замысел оценили профессионалы.
Заметим, что все это время Росимущество никоим образом не побеспокоилось о "зачистке" территории аэропорта. Утверждение об опасности, которые якобы таят в себе сооружения грузооператора, оказалось, судя по всему, не аргументом. "Ночь (равно как и день) экскаваторов" на территории Шереметьево никто не объявлял, хотя постройки де-юре имели статус самовольных. Однако государственники не пошли к приставам добиваться выполнения данного решения. Но в том-то и дело, что решение, катком проехавшее по интересам "Шереметьево Карго", принималось в другое время и в другом месте, когда Москва и Подмосковье мерялись суверенитетами. Как отмечали наблюдатели, с переменным успехом, но с однозначно разгромным для бизнеса результатом. Но это - в прошлом.
А в нашей истории бизнесмены не захотели чувствовать себя пострадавшими и решили смотреть вперед. В прошлом году планировали вплотную подойти к началу строительства терминала. При выдаче разрешения на строительство выяснилось, что градостроительный план земельного участка нуждается в корректировке. Землемеры и кадастровые инженеры не подвели - тоже подкинули проблем с оформлением. Заметим лишь, что корректировка градостроительного плана ведется по сей день. И, повторимся, по сей день нет понуждения ответчика к сносу строений. Подчеркиваем: оставшихся строений, ведь первое судебное решение выполнено в полном объеме, второе - частично, а третье - в процессе выполнения.
Но в августе "в дело вступили" депутаты. Самым актуальным сегодня делом для некоторых из них оказались - Богом и всеми забытые постройки на окраине подмосковных Химок. И теперь редкий день в "Шереметьево-Карго" проходит без объяснений с прокурорами и другими ответственными товарищами. По депутатскому запросу проверку ведут Генеральная прокуратура, московская областная прокуратура, Московская межрегиональная транспортная прокуратура, Федеральная таможенная служба...
Ах, если бы так же напористо и энергично все эти надзорные органы ровно год назад разбирались, почему Шереметьево превратилось в один большой склад под открытым небом? Обработка грузов была, по сути, остановлена. Здесь в считанные дни скопилось более 400 тонн грузов. Вне ангаров (те были переполнены), прямо под открытым небом (!) стояли контейнеры с оборудованием, животные в клетках и даже "груз 200". У экспресс-перевозчиков, сотрудничающих с туроператорами, это были "черные" дни. В Шереметьево "застряли" паспорта и визы улетающих на отдых россиян. Пресс-служба аэропорта, давая объяснения журналистам, была вынуждена признать проблему.
Коллапс (иное определения и подобрать сложно!) случился после того, как компания "Аэрофлот" поменяла грузооператора. На смену "Шереметьево Карго" пришла "Москва Карго". Казалось бы, поменялось одно слово в названии, но разница в обслуживании оказалась настолько большой, что потребовала от перевозчика резких движений. Аэрофлот, понимая, что масштаб катастрофы с обработкой грузопотока день ото дня становится все больше, принял радикальное решение: через 11 дней после начала работы "Москва Карго" было объявлено эмбарго на прием грузов на отдельных направлениях. Запрет был снят только 17 января нынешнего года.
А ведь крупнейшая отечественная авиакомпания выбирала себе ключевого игрока в грузовой терминал по конкурсу. Официально он назывался: открытый запрос предложений на оказание услуг по обработке грузов на международных и внутренних рейсах "Аэрофлота" в аэропорту Шереметьево. Однако без лукавства даже в формулировках не обошлось.
Эксперты, внимательно следившие за ситуацией, пришли к выводу, что торги, по сути, можно назвать не запросом предложений, а конкурсом, в рамках которого, по крайней мере, недостаточно была обеспечена информационная открытость. В частности, например, не были указаны объем услуги, начальная цена контракта и некоторые другие параметры.
Конкурсная комиссия, в составе которой были представители Аэрофлота и аффилированных с ним структур, отдали предпочтение не грузооператору, с которым работали многие годы, а новичку, уступавшему "ветерану" как по объемам работы, так и по уровню оснащенности и готовности к вхождению в программу электронного грузооборота. Главное здесь то, что "Москва Карго" предложила низкие тарифы, а это перевесило все, и выбор остался за ней.
Вообще-то у истории с конкурсом и выбором его победителя есть очень немудреное объяснение. Понять, что произошедшее не имеет никакого отношения к конкуренции, просто, если знать один факт. По данным СМИ, на 74,9% ООО "Москва Карго" принадлежит ООО "Шереметьево холдинг", бенефициаром которого является кипрская TPS Avia (входит в "ТПС Авиа" Аркадия Ротенберга и Александра Пономаренко). Второй владелец - МАШ.
Ничего личного - бизнес цементирует активы в одних руках. И тут все средства хороши, тем более, что и на конкурсах и тендерах заказчики уже давно "научили побеждать" тех, кто ближе и роднее.
Через считанные месяцы пришло новое подтверждение того, что победа нового грузооператора "пиррова". Победитель, разгребавший завалы грузов в Шереметьево, начал пересматривать тарифы в сторону увеличения, причем по всем услугам. Дешевизна начала кусаться! Практически на треть теперь выше тариф на обработку опасного груза (в том числе классов 1 и 7) и генерального груза. "Подросла" на 22% обработка скоропортящегося груза и почти на 14% - прочих категорий (в том числе животных).
Но теперь, наверное, встанет вопрос: а не придется ли "Москве Карго" возмещать убытки Аэрофлоту? Вполне резонный вопрос, считают специалисты. По оценкам некоторых финансистов, они могли составить до 350 млн рублей. Реальный ущерб, видимо, еще выше.
Более того, есть документы, подтверждающие, что к началу работы победитель конкурса изрядно потратился. Согласно данным бухгалтерского отчета, единовременные затраты "Москва Карго", связанные с подготовкой к работе, составили 450,9 млн рублей. При этом большая часть средств была израсходована на капитальное строительство ангара и терминальную технику. Часть ее была арендована. Кроме того, дополнительно привлечено чуть ли не тысяча человек, затраты на заработную плату пришлось увеличить.
Самый приблизительный экспертный анализ показывает: единственный выход из ситуации - демпинг. Но демпинговать стоит, если ты имеешь не просто шансы победить в конкурсе, а железобетонную уверенность в том, что грузопоток сам пойдет в руки. Дальше просто: тарифы сначала опускаешь, а потом, войдя в дело, - поднимаешь.
Но, как оказалось, эта ноша для "Москва Карго" непосильная. Чудес ведь не бывает. Предыдущий оператор выстраивал и налаживал логистические процессы и работу грузового терминала на этом проекте более 10 лет. А общий опыт работы - более 25 лет. И все эти годы предыдущий оператор планомерно внедрял лучшие практики и европейские стандарты работы с грузопотоком. Например, "Шереметьево-Карго" обслуживал рейсы со стоянкой менее часа (стандарт IATA e-Freight), осуществлял прием, сортировку, транспортировку грузов по терминалу в режиме реального времени, ввел систему электронного документооборота, особую маркировку для опасных, радиоактивных, драгоценных и других грузов и многое другое. Потому что умели считать затраты, и не только свои!
В МАШе, наверное, считают по-другому и имеют свои предпочтения. Конечно, это их право. Кто спорит? По информации СМИ, там сегодня в фаворе компания "ЭйрБриджКарго". Она - "дочка" группы компаний "Волга-Днепр", с которой Шереметьево договорилось о строительстве в аэропорту до 2017 года грузового хаба за 45 млн долларов. Роль "ЭйрБриджКарго" - главная: она должна обеспечить основной объем работ в новом терминале. Нарастить к 2020 году годовой объем грузов в Шереметьево до 430 тыс. тонн.
Кстати, всего лишь за 7 месяцев нынешнего года доля "ЭйрБриджКарго" в грузообороте международных воздушных линий в МАШе выросла на 10 %. То есть, за "ЭйрБриджКарго" уже более трети объема - 34%. Больше только у Аэрофлота - 48%. Хотя совсем недавно авиаперевозчик доминировал по объемам: его доля составляла в 20014-2015 гг. 65%.
Какой будет доля по итогам нынешнего года с аэрофлотовских щедрот? Увидим совсем скоро. Но тут даже не финальные показатели будут иметь значение. Тенденция-то уже обозначена: потоки и приоритеты перераспределяются отнюдь не по законам рынка, когда приоритет получает здоровый и конкурентоспособный бизнес, а по другому принципу.
Гендиректор аэропорта Михаил Василенко сообщил, что к 2018 году в Шереметьево внедрят электронное и таможенное оформление грузов и стандарт e-freight. Хорошее дело, тем более, что демонстрация намерений уже идет. В частности, в июле состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы при правительственной комиссии по транспорту по внедрению данного стандарта. Участники, как с сарказмом отмечали журналисты, были только "свои": "Москва Карго", "ЭйрБриджКарго" и "Аэрофлот".
И вот совпадение: практически в это же время, как стало известно журналистам, оператор "Москва Карго" подписал контракт с крупной компанией, специализирующейся на проектировании и оснащении грузовых авиационных терминалов. Это нормально, но впечатляет объем контракта - 29 млн долларов. Догадываетесь, кто оплатит технические новации? Кто летал - тот знает.
А пока в МАШе нуждающийся в совершенствовании производственный сервис позиционируют как искусство. Здесь и экспозицию по этому поводу открыли: красотки, музыканты, звезды шоу-бизнеса, футболисты позируют на летном поле и внутри терминалов комплекса... Творческий замысел, как поясняет пресс-служба МАШа, - через образы "показать достижения аэропорта в области сервиса и производственной инфраструктуры".
В глянцевой версии успехи выглядят красиво. На деле картинка, наверное, будет менее впечатляющей, это если совсем мягко говорить. Потому что тарифы растут, появляются дополнительные издержки у компаний, вынужденных пользоваться авиационными перевозками грузов для своей производственной деятельности, уровень обслуживания падает. Оплатят все эти инновации из своего кармана только потребители. Кто ж еще?
Потому и странно, что депутаты требуют навести порядок там, где в общем-то и проблем не было. "Шереметьево Карго" работало и работает без сбоев. Кстати, тоже строит планы развития. Ведь если на рынке грузовых перевозок в Шереметьево будут сильные игроки, то у грузоотправителей и грузополучателей будет выбор, а у грузооператоров - необходимость меняться к лучшему. Настоящая конкуренция выгодна всем! И автор запросов в прокуратуру Сергей Викторович Чиндяскин, уверены, этот закон экономики тоже знает.
И еще одно наблюдение или совпадение. По данным СМИ, кипрская TPS Avia (входит в "ТПС Авиа" Аркадия Ротенберга и Александра Пономаренко) контролирует ООО "Шереметьево холдинг". А ему на 74,9% принадлежит компания "Москва Карго". Господин Пономаренко - председатель совета директоров Шереметьево. Существует предположение, что именно он с компаньонами отдал афиллированной "Москва Карго" грузопоток Шереметьево. Почему эту сделку так никто не изучил и не оценил? Почему молчит ФАС?
Ах, речь идет о больших людях! И депутат - он же всегда прав. Неприкосновенность, как ни крути, часто гарантирует и недосягаемость. Ну, а тем, у кого нет депутатского мандата, кипрского оффшора и возможности выгодно дружить семьями, приходится куда как труднее. Помнится, с легкой руки одного из руководителей страны появилось крылатое выражение "кошмарить бизнеc". Это, кажется, наш случай.