Мальчишка-романтик
Сергей Баландин родился в Новосибирске через шесть лет после окончания Великой Отечественной войны.
- Послевоенное дыхание чувствовалось, мы жили экономно, было много калек на улицах,- вспоминает он.
Мальчишка рос пытливым, увлекался модной тогда радиотехникой. Считалось особым шиком собрать самый настоящий приемник и поймать волну станции.
Еще он обожал походы и путешествия. Первые детские "круизы" совершал на ближайшие городские пустыри, мальчишки жгли там костры и мечтали о дальних странствиях.
Подростком Сережка добрался до Алтая, по Чуйскому тракту доехал на попутках почти до границы с Монголией, лелея в детском сердце мечту побродить по ее загадочным степям.
Юный романтик на удивление хорошо учился в школе, говорит, что обожал природоведение, именно при помощи этого предмета мальчик впервые прикоснулся к геологии.
- На уроках природоведения я впервые узнал, что гранит может быть крупнозернистым и мелкозернистым. Это мне показалось чрезвычайно интересным, - улыбаясь, вспоминает Сергей Викторович.
Он окончил школу с математическим уклоном и по сей день считает, что математика - "дама" очень интересная. Главное - понять ее алгоритмы и правила. После этого она, как правило, захватывает и не отпускает.
От неба до недр
Профессия геолога в пору его юности была окутана ореолом романтики, о геологах сочиняли песни, снимали телевизионные передачи и художественные фильмы.
Сергей пробовал поступить в Новосибирский университет на геофизический факультет, но не добрал одного балла.
- Конкурс был очень большой, тогда физики ходили в небожителях, - говорит он.
Его отец в военные годы служил в дальней авиации, дома хранились отцовские записные книжки, в которых описывались фрагменты воздушных боев и бомбежек. Поэтому все, что было связано с небом и полетами, парня очень интересовало. Сергей поступил учиться в Рижский институт инженеров гражданской авиации на факультет автоматики и вычислительной техники.
Через два года учебы его призвали в армию. Поезд полмесяца вез призывников от Риги до Хабаровска. По дороге он признался сопровождающему офицеру, что играл в школьном духовом оркестре. То признание определило армейские будни. Большую часть службы Сергей был военным музыкантом.
Но земная романтика геолога оказалась для него сильнее небесной тяги, после демобилизации Сергей Баландин начал учиться на геолога в Новосибирском университете.
Учился легко и даже изящно. Вуз окончил с отличием.
- Это сейчас геология иная, компьютер с информационными технологиями сделал ее несколько кабинетной. А тогда она была более романтичной, - замечает Сергей Викторович.
После третьего курса университета он серьезно увлекся научной работой. Ездил на практику в далекую Корякию. Несколько раз исследовал дыхание земли, буквально слушая его на суровой Камчатке.
После окончания университета геолог Баландин по распределению отправился на остров Сахалин.
- Ехал, как и большинство, на три года, но работа захватила - и вот живу здесь уже почти сорок лет, - радуется своей судьбе Сергей Викторович.
Он участвовал в пионерных работах, в бурении скважины-первооткрывательницы на месторождении Чайво. Говорит, что нет большего счастья для геолога, чем видеть, как из пробуренной в недра земли скважины выходят робкие и редкие пузырьки газа, затем их "дробь" становится чаще, и газ с силой вылетает из многовекового плена.
- Выходящий на поверхность газ - первый и верный предвестник нефти, - говорит Сергей Викторович.
В эти минуты геолог чувствует настоящую радость, осознает свою причастность к большому и чрезвычайно важному делу. А о нефти Сергей Баландин может говорить много.
- Нефть - уникальный продукт. Она открывает человечеству возможности в очень большом диапазоне - от энергетики до фармакологии,- уверяет Сергей Викторович.
Имена для гор и рек
За плечами у Сергея Баландина недели "в полях", сложившиеся в годы геологических экспедиций. Он придумал много названий малым ручьям и рекам, которые потом перекочевали на геодезические карты.
- Как-то была совместная многомесячная морская экспедиция с американскими коллегами, в которой мы открыли подводные горы в Тихом океане. Удивительно, но о них никто раньше не знал, - говорит Сергей Баландин.
Он работал в НИИ морской геологии и геофизики, где длительные экспедиции были неотъемлемой частью исследований. Двадцать лет - в компании "Эксон Нефтегаз Лимитед", куда пришел рядовым геологом, и сегодня он ведущий геолог этого крупнейшего нефтедобывающего предприятия.
Как говорит сам Баландин, у него в жизни два крыла, которые держат его высоко на плаву. Одно из них - геология. В его кабинете самые дорогие для сердца вещицы - это образцы камней и минералов. Коллекция! О ней он может говорить часами. По камням, образцам земной породы, минералам он, как опытный диагност, расскажет о любой точке света.
Второе крыло он делит на две части. Это семья, всегда понимающая и поддерживающая во всех делах и начинаниях супруга и две дочери. И путешествия.
Далек и долог путь
Сергей Викторович, не стесняясь, называет себя бродягой. Обожает горы, говорит, что только с их вершин можно в полной мере увидеть и понять красоту земли.
Он два года жил и работал в США, где каждый миг свободного времени отдавал путешествиям. Объехал Аляску и Гавайские острова, побывал на знаменитом острове Пасхи, много колесил по Исландии и другим странам Европы, был в Азии.
- Одно из самых больших удовольствий - ходить и ездить по России. Она такая необъятная и такая интересная,- говорит сегодня Сергей Викторович.
Почти все его выходные, длинные и не очень, отданы путешествиям.
Когда нет возможности отправиться далеко, он с женой или друзьями не устает любоваться родным Сахалином.
- Люблю бывать на побережье, в Макаровском районе, там есть почти дикие, не тронутые человеком места. Это же фантастика! - сверкает он улыбкой.
…Видимо, не зря в середине прошлого века мальчишка из Новосибирска на перекладных и попутных мчал по Чуйскому тракту навстречу только ему ведомой романтике. Видимо, не зря своими руками собирал радиоприемники, ловя ими неведомые волны.
Вот так он и живет. Легко, увлеченно, романтично. Одним словом - геолог. И раз в году, 23 февраля, достает из футляра кларнет и самозабвенно играет легендарный марш "Прощание славянки". Это гимн его музыкальной юности, часть которой прошла в военном оркестре.
Григорий Беляков, начальник отдела компании "Эксон Нефтегаз Лимитед":
- Сергей Викторович - человек безмерно увлеченный своим делом. Мне кажется, что он о геологии знает все. Легкий в общении, порядочный, искренний. Он оказал самое благоприятное влияние на мою судьбу, благодаря ему я нашел себя в профессии.