Вопиющее нарушение прокуроры обнаружили во время очередной проверки соблюдения законодательства о безопасности плавания на юге Кузбасса - в Междуреченске. Судоводитель регулярно перевозил людей на далеко не новом правсредстве типа "карбас" без бортовых номеров, не зарегистрированном в государственных органах, не прошедшем освидетельствование, не укомплектованным спасательными жилетами и средствами пожаротушения, да и к тому же неисправном. Лодка с поврежденным дном постоянно давала течь.
- Более того, установлено, что 2 августа текущего года паромщик работал, находясь в нетрезвом состоянии, - сообщила "РГ" старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ, общественностью и правовому обеспечению Оксана Горбунова. - А эта переправа через реку Уса в поселок Сосновый Лог пользуется спросом. Средний пассажиропоток здесь - от 100 до 300 человек в сутки, включая несовершеннолетних детей. При этом ширина реки достигает 120 метров, а скорость течения - 0,8 метра в секунду.
Безопасность пассажиров находилась под угрозой ежедневно начиная с мая текущего года. Именно тогда междуреченское муниципальное казенное учреждение - управление по благоустройству, транспорту и связи - заключило контракт с ООО "ЭРЗИС", которое, в свою очередь, не владея лицензией на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, трудоустроило судоводителя, не имеющего прав.
Между тем, по словам Оксаны Горбуновой, в последние годы аналогичные нарушения прокуратура выявляет часто и практически во всех регионах Западной Сибири. Так, например, в Новосибирской области через Обское водохранилище на пароме, состоящем из двух судов, индивидуальный предприниматель перевозил больше семидесяти человек вместо положенных десяти. В Республике Алтай житель села Турочак без лицензии на водные перевозки за вознаграждение возил туристов на неисправной моторке от Телецкого озера до водопада Корбу и обратно. Нормами пассажировместимости этот "водила" тоже пренебрегал. Масса всевозможных нарушений "всплыла" и в ходе проверок паромных переправ на Красноярском водохранилище, а также на Ангаре и Енисее. Кроме всего прочего, пассажиров здешние перевозчики обслуживали без договоров об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу.
- Зачастую водное законодательство нарушается там, где много отдаленных поселков, добраться до которых можно лишь с помощью плавсредств, - подчеркивает Оксана Горбунова. - В глухих уголках паромные переправы нередко работают с превышением пассажиропотока и перегрузом судов. А запретить деятельность таких переправ бывает сложно, поскольку у местных жителей на них вся надежда: других способов передвижения в этих местах практически нет. Именно потому мы стараемся начинать проверки еще до начала навигации, осуществляя контроль как за перевозчиками, так и за органами, которые должны контролировать их деятельность, но, увы, нередко делают это спустя рукава.