12.09.2016 14:00
Экономика

Правительство спрогнозировало двукратное увеличение потребления ЛКМ

Современные краски приобрели новые свойства
Текст:  Ирина Фурсова
Российская газета - Спецвыпуск: Импортозамещение №205 (7073)
Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса до 2030 года, утвержденная правительством в январе этого года определила, что к этому сроку производство лакокрасочных материалов (ЛКМ) в стране в стоимостном объеме должно увеличиться с 10,8 миллиарда рублей (в 2012 году) до 25 миллиардов. При этом потребление ЛКМ на душу населения планируется довести до 22 килограммов (сейчас - 10,4), что уже сопоставимо с мировым уровнем.
Читать на сайте RG.RU

Пока же доля ЛКМ в общем химическом производстве в России едва дотягивает до 3 процентов, что недостаточно, учитывая возможности современных красок. Давно миновали времена, когда краски были просто декором. Современные ЛКМ способны на многое. Например, предотвращать коррозию металла на срок до 30 лет. Сберечь конструкцию при пожаре: вспучиваясь при нагреве, они создают барьер для проникновения огня и тепла. Термостойкие и термоактивные краски могут менять цвет при нагреве, что позволяет оценить температурные режимы работы изделий и конструкций. Есть магнитные краски - покрытая ими стена будет притягивать металлические элементы. Выпускаются ЛКМ с бактерицидными свойствами, обеззараживающие воздух в помещениях. Разработаны системы ЛКМ с притягиванием теплового излучения, что важно для солнечных батарей. Есть работы по применению в ЛКМ нанотрубок, способные в несколько раз улучшить прочность, твердость, эластичность покрытий.

Лакокрасочные заводы России начнут конкурировать с импортерами

Разработаны и самозатягивающие краски. Так, компания Nissan при покраске автомобилей использует разработанную совместно с Nippon Paint "антицарапательное" покрытие Scratch Guard Coat. Содержащие синтетическую смолу особой плотности, они в считаные часы растекаются по поврежденной поверхности, устраняя самые глубокие царапины. Однако из-за высокой стоимости широкого распространения такие краски пока не находят и применяются лишь для авто премиум-сегмента. В противном случае защитное покрытие обойдется дороже самого автомобиля.

Сегодня в России нет единых центров по разработкам новых рецептур красок, как было раньше.

"Главным компонентом любой краски, эмали, грунта является связующее, или смола. Сегодня российская промышленность делает материалы на таких связующих, как эпоксиды, полиуретаны, эпоксиэфиры, полиэфиры, водные акриловые дисперсии, алкиды, модифицированные алкиды, алкид-уретаны и т.д., - рассказал "РГ" директор Ассоциации производителей, поставщиков и потребителей лакокрасочных материалов и сырья для их производства "Центрлак" Геннадий Аверьянов. - Новые разработки требуют инвестиций и системной работы групп высококвалифицированных специалистов-химиков в течение нескольких лет. Сегодня в РФ нет единых центров по разработкам новых рецептур, как было раньше. Каждое предприятие разрабатывает их самостоятельно. А мировые компании централизуют финансирование инноваций в своих научных центрах. Бюджеты таких центров значительны и превосходят отчисления на науку наших предприятий".

Тем не менее, по словам эксперта, отечественные компании догоняют западных коллег и предлагают хорошие системные покрытия практически во всех отраслях потребления. За исключением, пожалуй, тех, где разработки связаны со сложными процессами технологического нанесения. Но и в этих направлениях дело движется. "Наши предприятия разработали материалы для антикоррозионной защиты металлоконструкций со сроком службы до 30 лет, новые системы декоративных материалов в сегментах элит, эконом, премиум. Появились декоративные материалы с самоочищающимися покрытиями, а также особо стойкие лаки для паркета. Значительно расширен ассортимент ЛКМ с использованием связующих на водной основе. Разработаны системы ЛКМ для авиастроения, которые могут конкурировать с импортными, покрытия для промышленного применения в машиностроении, окраски локомотивов, пассажирских вагонов, автобусов, грузовиков и т.п. Еще недавно все эти сложные изделия красились только импортными ЛКМ", - подчеркнул Аверьянов.

Стратегия развития химпрома оценивает потенциал импортозамещения в производстве ЛКМ как высокий, благодаря росту производства пигментов, растворителей, связующих и отвердителей, в том числе на поливинилхлоридных и полиуретановых основах. Доля импорта в сегменте, согласно документу, должна упасть с 44 до 40 процентов, а экспорт наших товаров вырасти более чем в 20 раз. Полностью уйти от импорта, считает руководитель "Центрлака", невозможно, да и нет необходимости. В рецептурах ЛКМ ассортимент сырьевых компонентов насчитывает более десятка различных материалов, их доли колеблются от 50 до 1-3 процентов. И организовывать производство материалов с низкой долей потребления неэффективно, дешевле и проще их покупать. Материалы же с высокой долей потребления, уверен Геннадий Аверьянов, должны выпускаться в России. Долю российских компаний в рынке декоративных ЛКМ - более 70 процентов - в ассоциации считают высокой. В промышленном же сегменте она низка - от 15 до 30 процентов. "Увеличив долю потребления российских товаров, мы не только сохраним отечественную школу промышленных ЛКМ, но и укрепим потенциал экономики и повысим инновационное развитие химической промышленности в целом", - считает эксперт.

Промышленность