Поначалу этот грандиозный проект многим современникам казался фантастическим: колоссально затратным, технически нереализуемым. Споры о железнодорожном пути в Сибирь в высших государственных кругах шли почти 30 лет. Но стальная артерия, связывающая Волгу с Тихим океаном, стране была жизненно необходима. Трудно поверить, что своим ходом из столицы до восточных окраин России путешественник мог добираться около трех лет. Решить эту проблему удалось только благодаря личной поддержке императора.
"Должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора!", - писал Александр III иркутскому генерал-губернатору в 1886 году. Вскоре на всем протяжении будущей трассы начались изыскательские работы.
Зимой 1891 года отправным пунктом пути через Сибирь решено было сделать Челябинск, так как к этому времени из центральных губерний сюда подошла Самаро-Златоустовская железная дорога. Работы начались одновременно с двух сторон: Уральских гор и побережья Тихого океана.
"Повелеваю приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую волю мою... Возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути", - писал Александр III своему сыну Николаю. Началу строительных работ император придал смысл чрезвычайного события в жизни страны.
Уже в апреле во Владивосток прибыл пароход "Петербург": он привез рельсы, группу инженеров-путейцев и 600 каторжан. Они-то и стали первыми строителями магистрали. В столице Приморья к тому времени уже возводили вокзал и проложили 2,5 километра железной дороги, по которой 19 (31 по новому стилю) мая цесаревич Николай и добрался до места торжественной закладки.
С раннего утра горожане поспешили за город к месту земляных работ. Здесь уже был возведен специальный павильон с платформой, рядом стояли украшенные флагами локомотив и вагон. В 10 часов прибыли наследник престола вместе с греческим принцем Георгом, генерал-губернаторами и высшими военными чинами. Батареи крепости и эскадры дали торжественный залп.
У павильона были подготовлены тачка и лопата. По свидетельствам современников, Николай Александрович "собственноручно наложил землю и отвез ее на полотно будущей дороги. Затем они заняли места в вагоне, и поезд медленно двинулся к городу. По свежей насыпи он двигался медленно, и тысячи людей шли рядом". По прибытии в город к строящемуся вокзалу Николай Александрович заложил в камень серебряную доску, свидетельствовавшую о том, что 19 мая 1891 г. началось сооружение Великого Сибирского пути.
Ежегодно строители прокладывали около 650 верст пути, а число рабочих доходило до 84-89 тысяч человек. Дорога имела свои металлургические, цементные, кирпичные заводы, бурильные установки... Вместе с ней строились и новые поселки, локомотивные депо, водокачки, мастерские, церкви и школы, больницы. Многие из этих сооружений служат и сейчас, сто с лишним лет спустя.
Магистраль пролегла через непроходимую сибирскую тайгу, реки, болота, перевалы, вечную мерзлоту. При этом инженерные задачи по сложности не имели аналогов в мире. Только вдоль южного побережья Байкала пришлось соорудить 33 тоннеля. И это при том, что основными инструментами рабочих оставались лопаты, кирки и тачки.
Подобных темпов и масштабов строительства мировая практика еще не знала. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Комитет Сибирской дороги получил "Гран при", а восхищенные французские журналисты писали, что после открытия Америки Колумбом "история не знала более выдающегося события, чем постройка Транссибирской магистрали".