26.09.2016 19:31
Общество

Готовы ли педагоги работать с детьми цифрового поколения

Готовы ли педагоги в детских садах работать с детьми цифрового поколения
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №217 (7085)
Сколько детей должно быть в идеальной группе? Может ли воспитатель не иметь педобразования? Когда отдавать ребенка в первый класс? На эти и другие вопросы отвечает заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и экономических наук, один из авторов стандарта для дошколки Елена Юдина.
Читать на сайте RG.RU

В России впервые исчезла очередь в детских садах. Но готовы ли педагоги работать с детьми , которые знают, что такое айпад, айфон, Инстаграм? Чему и как надо учить таких малышей?

Елена Юдина: Гаджет для ребенка всего лишь игрушка, а ребенок, как известно, обучается в игре. Не так уж важно, во что он играет. Особенность сегодняшнего дня в том, что дошкольное образование во всем мире меняет свой статус с дополнительного на основной. Это касается многих стран, но для России это не новость. Если вчера детский сад - камера хранения, то сегодня - место, где ребенок активно проживает период детства. Главная задача детского сада - помочь ребенку стать самостоятельным, инициативным и ответственным.

Значит, не учим до школы ни читать, ни писать?

Почему платная продленка стала самой спорной услугой в школе

Елена Юдина: Главное, чтобы к тому времени, когда ему надо будет идти в школу, он хотел учиться. Как проявляется интерес? Ребенку важно, какую форму он будет носить, за какой партой сидеть, что положит в портфель. Если ребенку интересно, он сам бежит к взрослым и спрашивает: "А это какая буква? А это?.." Современные дети живут в условиях информационного общества, сетевого взаимодействия, мир вокруг стремительно меняется. Надо уметь менять свою жизнь, все время учиться. Пока наше образование на это не нацелено. Недавно мы собрали на "круглом столе" педагогов из детских садов и учителей начальных классов и спросили: что вы ждете от детей, что они должны знать и уметь? Воспитатели сказали: главное, чтобы ребенку было хорошо и комфортно в детском саду. От учителей услышала: "Нам надо, чтобы дети знали, где левый верхний угол". Для чего? Учитель приходит в класс и говорит: "Возьмите в руки ручки, найдите левый верхний угол и напишите..." А если дети не знают, где этот угол, учитель не понимает, что дальше делать. А хотелось бы, чтобы учитель работал с каждым ребенком, а не с углом...

Есть родители, которые оставляют детей в садах до восьми лет. Не поздно идти в школу?

Елена Юдина: Нет. Все очень индивидуально. В школу в России сейчас принимают с 6 лет и 6 месяцев. Примерно 7-10 процентов детей готовы в этом возрасте сесть за парту. В начале 2000 годов в России была попытка брать в школу детей с 6 лет, но шестилетки в большинстве своем не могут учиться в условиях нашей школы. Я видела одно из занятий в таком классе, где дети были уже семилетние, но в школу они пошли с шести. На первом уроке учительница смогла удерживать внимание детей все 30 минут. На втором - только 10 минут. Третьего и четвертого урока, можно сказать, не было. Шестилетки не могут учиться, сидя за партой, слушая "лекцию". В Финляндии, например,игре уделяется огромное внимание. В Японии в ясли-сады принимают малышей с 3 месяцев и до 5 лет японскому малышу все дозволено. Правда, после 5 лет сразу предъявляют жесткие требования.

Страны, которые вы перечислили, показывают высокие результаты в международных рейтингах качество образования. Может быть, и нам взять пример с тех стран, где государство занимается воспитанием и обучением чуть ли не с пеленок?

Елена Юдина: Большинство этих стран как раз не столько стремятся учить детей, сколько развивать. Например, существует международный принятый проказатель: количество детей на одного взрослого. Чем младше ребенок, тем меньше детей на одного взрослого. Если детям 2-3 года, то на группу из 6-8 человек может приходиться двое-трое взрослых. Если детям 3-4 года, детишек на двоих взрослых может приходиться до 10, если 5 лет - то до 12. В 6-7 лет на двоих взрослых уже может быть и 16-18 детей. В проекте стандарта дошкольного образования мы пытались предусмотреть этот показатель , но в окончательном варианте стандарта этого нет.

В детсадах передовых стран принцип работы такой: чем меньше ребенок, тем больше взрослых

Где взять столько грамотных воспитателей и педагогов дополнительного образования, которые знали бы и современные технологии, и психологию детей?

Елена Юдина: Педагогов надо учить взаимодействовать с детьми, создавать в игре такие ситуации, чтобы ребенку было интересно познавать новое. Допустим, вам надо, чтобы он читал, а его занимают только машинки. Бессмысленно его заставлять. Лучше предложить такую игру с машинкой, где ребенку надо что-что прочитать - просто по сюжету игры. Наши педвузы и колледжи часто учат не тому, как развивать ребенка, а как его учить. С похожей проблемой сталкиваются многие страны, и все ее решают по-разному. Нам рассказывали, что в Израиле, где очень хорошая система дошкольного образования, в середине прошлого века приняли жесткое решение: уволили всех педагогов. Потом эксперты проверили каждого на соответствие новым требованиям и стали переучивать. Но Израиль - небольшая страна, для нас такой вариант вряд ли подойдет. Нам надо менять подходы к преподаванию в педвузах, пересматривать программы и обучать преподавателей.

Раньше в детские сады брали выпускников педколледжей. Сейчас приоритет отдается вузовским выпускникам. Кого берут на работу за границей?

Елена Юдина: В Финляндии в педвузы колоссальный конкурс. В школу берут только выпускников магистратуры, в детский сад - бакалавриата. Зарплаты педагогов - несколько тысяч евро. Там высок социальный статус педагога, над ним почти нет контроля, он отчитывается только перед родителями. Отсюда высочайшая ответственность. В Израиле воспитатель может не иметь высшего педагогического образования.

Семья и дети Образование