"Все новое - хорошо забытое старое", - эту формулу напомнила сенаторам Васильева, выступая на расширенном заседании Комитета по науке, образованию и культуре. Она привела в пример опыт Финляндии, на систему образования которой мы теперь "посматриваем с печальной завистью". Ведь в этой стране в целом сохранили методики советского преподавания. Нам надо по-новому взглянуть на наше прошлое и почерпнуть из него лучшее, уверена министр. В первую очередь речь о тех же методиках. Главная цель - возродить в школе функцию воспитания.
Один из методов - возвращение в школу общественно полезного труда. "Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, уборку школьных помещений", - перечислила министр. Конечно, труд не должен представлять угрозу жизни и здоровью школьника. "Мы должны вернуть прежде всего ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет, - объяснила Васильева. - Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями".
Сенаторы поддержали министра. "Как законодатели мы ваши союзники", - сказала глава профильного комитета Совфеда Зинаида Драгункина.
В минобрнауки, кроме того, задумали возвращение летних трудовых лагерей. Сенаторы уточнили: "Кто будет отвечать за детей, которые туда поедут?" Васильева ответила, что эту задачу возьмет на себя ее ведомство. "Не может быть коллегиальной ответственности", - пояснила она, напомнив поговорку о "семи няньках".
В Совфеде выдвинули и свою идею на тему "хорошо забытого", но полезного - возвращать кружки в школы. Например, поэтические, музыкальные. Министр согласилась - все это важно для воспитания человека.
Члена профильного комитета Виктора Кондрашина не устраивала подготовка учителей: бакалавриата для этого мало. Отвечая на его вопрос, Васильева заявила, что минобрнауки обсуждает возвращение специалитета по педагогическим специальностям. "То, что внедрение педагогического бакалавриата принесло непонятный результат, сейчас это очевидно всем", - добавила министр. Подобные изменения, по ее словам, могут коснуться и ряда инженерных и силовых вузов.
Говорили и о том, возможно ли вернуть не менее полезную советскую систему распределения, благодаря которой выпускники вузов работали именно там, где были больше всего нужны. Васильева считает, что в прежнем виде это, конечно, уже не возродить. В наше время альтернативой могут стать трехсторонние контракты, заключаемые между студентами, вузами и работодателями.
Ольга Васильева поведала и о других назревших переменах. Так, по ее словам, сегодня многие федеральные образовательные стандарты "пустые". "Нужно наполнить их реальным содержанием", - считает министр. Кроме того, в скором времени необходимо создать стандарты обучения по каждому предмету. И нельзя "перегружать" систему образования учебниками, считает глава минобрнауки. По каждому предмету должно быть не более трех линеек учебников - это основной, базовый и углубленный.
"Произойдет снижение числа тех учебников, которые есть. Да, это сложно, потому что это большой бизнес, это издательства, но это должно быть сделано", - отрезала министр. Она добавила, что часть издательств идут на уловки, часто внося небольшие изменения в книги, вынуждая тем самым школы регулярно проводить новые закупки.
Собираются в министерстве детально разобраться и с вопросом объединения вузов - этот процесс, по словам Васильевой, будет приостановлен. И каждый случай обдумают индивидуально.
Кроме того, под сомнением у министра - эффективность работы вузовских научных центров. "Огромные деньги вложены. Но возникает вопрос, какова отдача, - объяснила глава минобрнауки. - Этот вопрос меня волнует очень сильно. Потому что я глубоко убеждена, что бюджет должен расходоваться очень экономно, тем более в условиях сегодняшнего дня". Вузовская наука не может существовать "отдельно от большой науки, академической". "Такого никогда не было в истории", - подытожила Васильева.